Система мониторинга удовлетворенности качеством образовательного процесса
ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРИВУЗОВСКИМ СИСТЕМАМ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА
- Наличие стратегии (политики, целей и задач) гарантии качества образования
- Наличие системы мониторинга и коррекции образовательных программ
- Оценка достижений студентов
- Оценка квалификации преподавательских кадров
- Оценка достаточности и доступности учебных ресурсов
- Наличие информационной среды в ВУЗе
- Информирование общественности о качестве образования в ВУЗе
ВНУТРИВУЗОВСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ
- Наличие стратегии (политики, целей и задач)
Политика (утверждена приказом от 08.08.2012 № 1815-О) и отражает:
- стратегию Университета в отношении качества и стандартов
- организацию системы гарантии качества
- обязанности кафедр, факультетов, институтов и других структурных подразделений, и персонала в отношении гарантии качества
- участие обучающихся в процедурах гарантии качества
- методы, с помощью которых реализуется политика, осуществляется ее контроль и пересмотр.
Политика имеет официальный статус и доступна для общественности
Цели и задачи по качеству Университета разрабатываются ежегодно. Каждое подразделение, руководствуясь ими, разрабатывает свои цели и задачи подразделения.
(N:\Файловое_хранилище\04_Учебная_работа\10_Отдел_мониторинга\1_Система_менеджмента_качества)
- Разработка и утверждение образовательных программ
- Наличие процедур для разработки и утверждения своих программ (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП)
- Программы должны соответствовать установленным требованиям (ФГОС 3+, ФГОС 3++)
- Обучающиеся должны участвовать в разработке программы (Положение о Совете обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утвержденное приказом от 28.02.2017 № 337-О)
- Учебная нагрузка обучающихся четко определена в соответствии с учебной нагрузкой
- Определены места прохождения производственной (клинической) практики
- Наличие официальных утверждений программы, рецензии внешних экспертов и работодателей
- Студентоцентрированное обучение и оценка
- Стимулирование студентов к активной роли в совместном построении образовательного процесса (ежегодный мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного, воспитательного процессов, антикоррупционной деятельностью, качеством преподавания, качеством практики, преподаваемыми ОП)
- Уважение и внимание к различным группам обучающихся и их потребностям, возможность гибких траекторий обучения
- Использование разнообразных педагогических методов с обратной связью (не менее 5% интерактивных методов обучения по каждой образовательной программе, симуляционные технологии и т.д.)
- Укрепление взаимного уважения преподавателя и студента
- Наличие соответствующих процедур реагирования на жалобы обучающегося (Положение и состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также конфликта интересов работников ФГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утвержденное приказом от 31.03.2014 № 184-О; актуальный состав комиссии, утвержден приказом от 13.09.2022 № 1823-О «О внесении изменений в приказ от 31.03.2014 № 184-О)
- Прием, успеваемость, признание и сертификация
- Наличие опубликованных и последовательно применяемых правил всего «жизненного цикла» обучающегося
- Прозрачные критерии приема обучающихся
- Процесс инициирования обучающихся через знакомство с Университетом и программой (День открытых дверей, День основателей Университета, научно-практические конференции, День первокурсника, открытые занятия на кафедрах, форумы)
- Наличие инструмента для сбора, мониторинга и последующего взаимодействия с информацией об академической карьере обучающихся
- Организация и проведение выпуска с выдачей документов, подтверждающими полученную квалификацию, включая достигнутые результаты обучения (Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России , утверждено приказом от 31.08.2022 № 1708-О; Положение о порядке проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утверждено приказом от 31.08.2022 № 1707-О)
- Преподавательский состав
- Преподаватель главный в создании высококачественного обучения
- Объективные и прозрачные критерии приема сотрудников на работу, назначения на должность, повышения по службе и увольнения, что гарантирует компетентность своих преподавателей (Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018), требования к квалификации для замещения должностей отражены в соответствующих должностных инструкциях Университета, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка)
- Обеспечение возможности карьерного роста и профессионального развития профессорско-преподавательского состава, в том числе результаты опроса коллег и обучающихся (мониторинг удовлетворенности качеством преподавания, циклы повышения квалификации, приказы по аттестации ППС)
- Создание благоприятных условий для качественной работы преподавателей (приказ от 30.10.2020 № 2059-О «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (редакция 2020 года)»)
- Поощрять научную, клиническую деятельность для укрепления связи между обучением и наукой и клинической деятельностью
- Поощрять инновационные методы преподавания и использование передовых технологий (эффективный контракт, премии, гранты)
- Образовательные ресурсы и система поддержки обучающихся
- Наличие достаточных и соответствующих целям учебных ресурсов и служб поддержки обучающихся (Приказ от 31.08.2020 № 1578-О "Об утверждении Правила внутреннего распорядка обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России")
- Наличие действующей системы кураторства, наставничества
- Наличие системы мобильности студентов и преподавателей (приказ от 29.05.2017 № 968-О от «Об утверждении положения об академической мобильности обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России», приказ от 26.02.2018 № 288-О «Об утверждении Положения о порядке направления работников ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России в служебные командировки (в новой редакции)»)
- Обеспечение профессионализма сотрудников и возможности для повышения их квалификации
- Управление информацией
- Наличие процедур для сбора и анализа информации о своих программах и деятельности Университета, использование полученных результатов на улучшение (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.04.Реализация учебного процесса и анализ результатов)
- Индикаторы деятельности Университета
- Сведения о контингенте студентов
- Уровень успеваемости, достижения студентов и их отчисление
- Доступность образовательных ресурсов и служб поддержки студентов
- Трудоустраиваемость выпускников
- Информирование общественности
- Наличие официального сайта Университета (http://szgmu.ru)
- Наличие доступной информации об образовательных программах, включая ожидаемые результаты, оценочные процедуры, учебные возможности, возможности трудоустройства выпускников
- Мониторинг и периодическая оценка программ
- Наличие университетской системы мониторинга
- Периодическая оценка и пересмотр программ (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП)
Мониторинг образовательных программ:
- Соответствие аккредитационным требованиям
- Содержание программ в свете последних достижений науки
- Соответствие изменяющимся потребностям общества
- Нагрузка, успеваемость, выпуск студентов
- Эффективность процедур оценивания студентов
- Ожидания, потребность, удовлетворенность студентов обучением по программе
- Образовательная среда и служба поддержки и их соответствия целям программы
- Периодические процедуры внешней гарантии качества
- Регулярное участие в процедурах внешней гарантии качества
- Надзорные аудиты и процедуры ресертификации Системы менеджмента качества Университета
- Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
- Общественная аккредитация Университета
- Олимпиадное движение обучающихся
- Различные формы и направления процедур разных уровней (отдельные программы, факультеты, кафедры)
- Способность Университетом продемонстрировать эффективность процедур внутренних гарантий качеств