Итоги Всероссийского совещания: будущее подготовки врачей по специальности
«Медико-профилактическое дело»

профессиональное сообщество готово взять в свои руки

6 декабря в Северо-Западном государственном медицинском университете имени И.И.Мечникова состоялось совещание о совершенствовании подготовки врачей по специальности «Медико-профилактическое дело». Для участия в нем в Петербург прибыли деканы медико-профилактических факультетов из 13 российских медицинских вузов, представитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Управлений Роспотребнадзора и Центров гигиены и эпидемиологии субъектов Российской Федерации. Цель - обсудить круг проблем, связанных с подготовкой врачей-профилактиков, принять решения, которые должны повлиять на качество подготовки специалистов, определить пути дальнейшего развития медико-профилактического дела в стране.

Открыл Совещание ректор СЗГМУ им. И.И. Мечникова, д.м.н. О.Г. Хурцилава. Он приветствовал участников совещания, презентовал работу Университета в этом направлении и рассказал о перспективах развития, связанных с подготовкой кадров. В своем выступлении Отари Гивиевич подчеркнул, что медико-профилактическому факультету принадлежит знаковая роль во всех планах развития Университета. Сама история «САНГИГА» связана с этим важнейшим направлением. Образовательная и научная деятельность успешно развивается, причем, такая «работа в последнее время получила ускорение как внутри Университета, так и вне его, что связано с установившимися партнерскими взаимоотношениями с Роспотребнадзором». Этому немало способствовало и представительство университета в УМС - учебно-методическом совете Министерства здравоохранения Российской Федерации по специальности «медико-профилактическое дело». Ректор СЗГМУ им. И.И. Мечникова является его председателем.

В результате такого сотрудничества в Северо-Западном государственном медицинском университете имени И.И.Мечникова разработан проект профессионального стандарта для специалистов медико-профилактического профиля. Он представляет собой свод необходимых знаний и навыков, умений врачей-гигиенистов, эпидемиологов, бактериологов, владение которыми свидетельствует обществу о профессионализме врача-профилактика. «Документ уже передан на согласование в Минтруд России, - сообщил О.Г. Хурцилава, - И поскольку в других разделах здравоохранения разработка профессиональных стандартов еще не завершена, специалисты по медико- профилактического дела имеют шанс одними из первых получить четкие правила, по которым можно будет определять их профессионализм.

Отари Гивиевич напомнил, что в СЗГМУ им. И.И. Мечникова подготовку специалистов медико-профилактического дела осуществляют 29 кафедр, 400 преподавателей, здесь учатся 1400 студентов из 30 субъектов Российской Федерации. К основным проблемам, накопившимся с годами, он отнес возрастной дисбаланс преподавательского состава, необходимость совершенствовать систему оценки деятельности кафедр, отсутствие центра практических навыков и умений. Хотя в планах на 2014-2016 год появление такого центра в Санкт-Петербурге все же предусмотрено: «Учебная деятельность – наше основное направление, - подчеркнул ректор, - и сегодня мы уже получили документы на проектирование корпуса, где будет реализовывать свою деятельность учебный научно-клинический комплекс». Впереди также создание единого центра тестирования знания, поэтапный ремонт и модернизация существующих корпусов, строительство новых объектов, реализация больших планов, которые нашли поддержку и одобрение здравоохранения и властей.

Тон дальнейшему серьезному и разностороннему обсуждению проблем подготовки кадров в отрасли задал проректор по медико-профилактическому направлению А.В. Мельцер. Тема его доклада звучала так: «Взаимодействие образовательного и профессионального стандартов при подготовке специалистов медико-профилактического профиля». Александр Виталиевич обозначил все болевые точки, с которыми сталкиваются вузы. Это - блок законодательных инициатив медицинской профилактики, непрерывности образования, востребованности выпускников, ориентации на потребителя, целевого набора, связи академических знаний и практических умений, новой системы аккредитации и оценочных механизмов, внятной и понятной системы подготовки студентов и преподавателей. «Критериально-оценочные средства должны быть единообразны, - подчеркнул докладчик. – Необходима разработка типовых планов, программ и дисциплин и их утверждение через УМС».

Из положительных тенденций последнего времени Мельцер выделил изменение формата приема, ставку на целевой набор. Благодаря этому повысился проходной балл, студенты стали более мотивированными и ответственными.

Выступления всех участников были насыщенными, неформальными, с элементами своего опыта, который может и должен быть применен в практике обучения всех профильных вузов.

Декан медико-профилактическогог факультета Первого МГМУ им. И.М. Сеченова Ю.В. Несвижский поднял вопрос кадрового менеджмента, выразил одобрение, что впервые на совещании акцент сделан на востребованности выпускников, качества подготовки специалистов, об образовательном бизнесе и образовательных технологиях, в том числе интерактивных.

Декан медико-профилактического факультета ОмГМА В.Л Стасенко поделился результатами опроса среди выпускников, который был проведен в 12 учреждениях Роспотребнадзора. Выяснилось, что качество образования оценивается на четыре. Большой интерес вызвало психо-диагностическое тестирование. Оказалось, что среди студентов Омского вуза 43% обладают необходимыми личными качествами для врача-профилактика, 38% «почти готовы» – их можно научить, используя корректирующие мероприятия, а 19 % - не готовы и не могут работать в этой специальности. Тут уж ничего не поделаешь: «в педиатрии, например, нужно чувство коллективизма, а врач-профилактик должен в большей степени полагаться только на себя. Нужны особые качества».

Об интерактиве, внедрении симуляционных технологий в Пермской ГМА им. ЕА. Вагнера рассказала И.В. Фельдблюм: «Используются фильмы, тренинги, кейсы», но и там хотят свой симуляционный центр. А еще компьютерный класс, где можно было бы ознакомиться с базами данных Роспотребнадзора и освоить программы, которые использует служба.

Свое понимание проблем и предложения для их решения высказали представители различных Управлений Роспотребнадзора. Причем не только Санкт-Петербурга и Ленинградской области (И.А. Ракитин и С.А. Горбанев). По своему «звездным» стало выступление заместителя главного государственного санитарного врача по Вологодской области Л.Л. Шитовой – Вологда звучала в качестве положительного примера во многих докладах. Актуальные вопросы практической подготовки кадров для учреждений Роспотребнадзора здесь успешно решаются, невзирая на отсутствие местного медицинского вуза. Используется все: целевая контрактная система, летние ежегодные семинары для молодых специалистов, совместные научные работы, введена даже именная стипендия им. В.В. Лебедева. Кстати и Вологда, и Липецк могут похвастаться прототипами будущих практических центров – собственными лабораторными базами, где можно обучать навыкам будущих специалистов. В Совет такого центра входят и представители вуза, и специалисты Роспотребнадзора.

Главный врач ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области» С.И. Савельев, профессор, заведующий кафедрой гигиены, эпидемиологии с основами лабораторного дела нашего Университета, высказал ряд замечаний по кадровой политике, которые касаются других ведомств. По его мнению, стоит напомнить о заявках от других ведомств, куда подчас уходят выпускники медико-профилактического факультета, а отрасль недополучает кадровый ресурс. Большое будущее в практическом обучении Станислав Иванович видит в потенциальной ставке врач-стажер в системе Роспотребнадзора, которая может снять вопрос вхождения будущего специалиста в группу, которая обследует объект, а значит, получения полноценной практики. Поднял Савельев и вопрос накопительной системы обучения – подчас семинары дублируют друг друга, а в ряде случаев такое обучение могла бы заменить видеоконоференция -современные средства связи это позволяют.

Среди выступающих были также И.Г. Мустафин, декан медико-профилактического факультета ГМУ (Казань), Т.В. Здольник, декан медико-профилактического факультета  ГМУ им. И.П Павлова (Рязань), Н.В. Васильева, зав. кафедрой медицинской микробиологии нашего Университета, А.С. Обуховская, руководитель  петербургского лицея №179, Г.Л. Захарченко, руководитель Управления Роспотребнадзора по Орловской области. Невозможно привести цитаты из всех выступлений – большинство из них были и яркими, и конструктивными, требующими отдельного обсуждения и реальных шагов для их реализации. Но, что особенно важно, равнодушных на совещании не было. Проблемы непрерывного образования в профилактической медицине есть, и решить их можно только используя весь потенциал профессионального сообщества для выработки решений на государственном и ведомственном уровне.

Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека на совещании представляла заместитель начальника Управления кадров, государственной службы и гигиенического воспитания населения Тамара Ивановна Аристова, которая поблагодарила участников совещания за подготовку квалифицированных специалистов, рассказала о кадровой политике ведомства, выразив надежду на дальнейшее эффективное сотрудничество.

И такое сотрудничество явно понадобится. Например, для разработки целевой ведомственной программы «Подготовка кадров», формирования реестра выпускников медико-профилактических факультетов, создания банка вакансий и реализации ряда выверенных предложений в адрес вышестоящих органов, сформулированных в проекте резолюции совещания. Во всяком случае, профессиональное сообщество врачей-профилактиков и как общность заинтересованных в результате людей, и как потенциальный орган, готово к тому, чтобы взять на себя координацию всех этих сложных процессов и подготовку основополагающих документов.

С резолюцией Совещания о совершенствовании подготовки врачей медико-профилактического профиля, состоявшегося в СЗГМУ им. И.И. Мечникова 06.12.2013 можно ознакомиться здесь.

 

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter