Германия, г. Тюбинген. Медицинский факультет университете Эберхарда Карла

Германия, г. Тюбинген. Медицинский факультет университете Эберхарда Карла

Начало сотрудничества с университетом – 2011 год.

Условия прохождения 4-недельной летней практики:

Ежедневно с 8.00 до 14.00 (кроме выходных). Общежитие студенческое, одноместные комнаты; кухня, душевая и санузел – общие.

Стоимость проживания – 310 евро в месяц (на 2016 год). Интернет кабельный. Пользоваться бесплатным интернетом Wi-Fi можно в корпусах университета или университетской библиотеке. Расходы студента включают: оформление визы, проезд к месту практики и обратно, медицинская и гражданская страховки, проживание, питание, культурная программа (досуг по желанию).

 

ИЗ ОТЧЁТОВ СТУДЕНТОВ

 

В 2015 году практику прошли 2 студента СЗГМУ.

Владислав Смольский, гр. 392, ЛФ (август 2015):

Практику проходил на отделении Кардиологии в Университетской Клинике г. Тюбингена. Находился в распоряжении врачей и работал совместно с интернами. Ежедневно совершал разнообразные медицинские манипуляции: сбор крови, инъекции, перевязки, постановка ЭКГ. Ходил на утренние обходы с врачами.

Также регулярно посещал различные малоинвазивные операции на сердце. Обычно проходил практику с 8:00 до 16:00 с понедельника по пятницу.

Общежитие было комфортабельным, чистым, находилось относительно недалеко от клинки (2 км).

Сам город очень красивый и спокойный, имеет много памятников архитектуры.

При этом имеется достаточно много развлечений для молодежи (клубы, кино, выставки, спорт).

 

Дина Сабуева, гр. 346, ЛФ (август 2015):

Я проходила летнюю практику в качестве помощника врача на отделении детской хирургии и урологии университетской клиники г. Тюбинген.

Для меня это стало первым врачебным опытом за рубежом.

Могу с полной уверенностью сказать, что практика стала для меня на это время настоящей работой: занятость с семи утра до четырёх-пяти часов вечера, плотный рабочий график и полная вовлечённость в работу отделения. Нужно также отметить, что такая интенсивная деятельность требует уверенного владения немецким языком, ведь если среди врачей многие говорят по-английски, то общение с пациентами ведется почти исключительно на немецком.

Каждое утро начиналось с небольшой конференции, на которой разбирались интересные случаи, обсуждалось все, что произошло на отделении ночью, строился план действий на день. Затем следовал обход сначала отделения реанимации, где лежали пациенты после операций, а потом – непосредственно пациентов нашего отделения. Обходы всегда сопровождались обсуждением, в результате которого затем делались назначения.

Почти сразу после этого я шла в операционную, где и проводила большую часть времени, сначала наблюдая, а затем и ассистируя хирургам. В среднем за рабочий день я успевала на 2-3 операции, хотя бывали случаи, когда приходилось стоять за операционным столом по пять-семь часов. Так как на отделении работают специалисты достаточно широкого профиля, мне повезло увидеть массу разнообразных операций: пересадку кожи, резекции опухолей, эндоскопические операции, создание сосудистых анастомозов, постановку сердечного катетера и многое другое. На отделении я в свободное от операций время была занята разнообразными манипуляциями: от снятия швов и удаления дренажей до перевязки ожоговых ран.

Завершался рабочий день еще одной конференцией, где подводились итоги дня, обговаривался план операций на завтра. После можно было снова идти на операции.

Хотелось бы отметить высочайший профессионализм коллектива, отзывчивость и готовность объяснить, рассказать и показать на практике.

Мой куратор, доктор Верена Эллеркамп, встретила меня в первый день, познакомила с врачами и медсёстрами, ввела в курс дел и на всём протяжении практики была готова помочь.

Условия проживания в местном общежитии очень хорошие: комнаты одноместные, кухня и душевые на этаже, все это в пешей доступности от места работы. Сам Тюбинген – классический старинный немецкий городок с характерной спокойной атмосферой, его единственный недостаток – небольшие размеры: достаточно недели, чтобы обойти всё самое интересное. Но на выходных всегда есть возможность выехать в другие немецкие города или даже совершить небольшое путешествие по Европе. Я с удовольствием встретилась с друзьями в Париже и со старыми знакомыми в Кёльне.

А теперь обзавелась друзьями и в Тюбингене.

Несомненно, данная практика была для меня важным опытом, позволила повысить уровень языка, дала шанс ознакомиться с европейским здравоохранением и перенять ценные знания от профессионалов своего дела.

 

В 2014 году практику прошли 3 учащихся СЗГМУ.

Алексей Кебряков, гр. 541, ЛФ (август 2014):

Проходил практику в Детской клинике при Университете Эберхарда и Карла, на отделении детской хирургии и урологии с пн-пт: 7-00 – 16-00 (9 часов),

сб-вс: по желанию, 3-5 часов с Отделение детской хирургии и урологии университетской клиники г. Тюбинген проводит лечение пациентов возраста от недоношенных до 18 лет и специализируется на следующих направлениях: общая детская хирургия (включая амбулаторный операционный центр), хирургия опухолей, хирургия печени и желчевыводящих путей, хирургия заболеваний легких (в т.ч. пороков развития легких), хирургия пороков развития, пороки развития аноректальной области, хирургия новорожденных, эндокринная хирургия, детская урология. За день в операционных при данном отделении проводится 3-4 операции. За время прохождении практики на данном отделении я ежедневно (кроме выходных) выполнял следующие действия:

∙   участие в утренней и вечерней конференции врачей отделения, обсуждение клинических случаев

∙   участие в утреннем врачебном обходе пациентов отделения

∙   ассистирование анестезиологам в подготовке пациентов к операциям

∙   ассистирование хирургам на операциях

∙   наблюдение за ходом операций

∙   обсуждение хода операций с хирургами

∙   участие в стационарном приёме пациентов, который включал в себя: сбор анамнеза, объективный осмотр, взятие анализа венозной крови, постановка периферического венозного катетера

∙   постановка и обсуждение клинического диагноза совместно с врачом

∙   выполнение совместно с хирургом простейших хирургических манипуляций, таких, как снятие швов, извлечение дренажей и венозных катетеров

∙   в случае поступления русского пациента, выполнял роль переводчика

По выходным совместно с дежурным врачом отделения проводил амбулаторный прием пациентов, включающий в себя:

∙   сбор анамнеза

∙   проведение объективного осмотра

∙   оформление направлений на дополнительные инструментальные исследования

∙   оценку результатов исследований

∙   обсуждение с врачом результатов исследований

∙   постановку и обсуждение с врачом клинического диагноза

∙   обсуждение дальнейшего плана ведения больного

∙   проведение беседы с больным по поводу его заболевания и дальнейшего его ведения

∙   оказание первой врачебной помощи при ушибах и переломах

∙   оформление и выписка рецептов при таковой необходимости

В свободное время у меня была возможность сходить в бассейн, тренажёрный зал, в кино.

В частности, в выходные я съездил в Штутгарт и Ройтлинген в рамках культурной программы.

 

Андрей Вальчук, ординатор 1 года и Дарья Щербаченко, ординатор 2 года (июль 2014):

Практика проходила в университетской клинике Тюбингена, за 4 недели побывали в нескольких отделениях: Гинекология, Нейрохирургия, Торакальная хирургия. Ознакомились с особенностями организации анестезиологической службы в Германии. На каждый вопрос получали исчерпывающий ответ от немецких коллег.

В течение первой недели проходила симуляционный тренинг по сердечно-легочной реанимации совместно со студентами IV курса (тренинг на немецком языке), принимала участие в отработке мануальных навыков и алгоритмов лечебных мероприятий на интерактивных симуляторах.

Начиная со второй недели пребывания, стажировка проходила в операционных университетских клиник: оториноларингологии (4 рабочих дня), хирургии сердца, грудной клетки и сосудов (9 рабочих дней). Минимальная продолжительность рабочего дня составляла 8 часов (с 7.00 до 16.00), при этом иногда приходилось покидать клинику в 8-9 вечера. Присутствовала при выполнении различных видов анестезиологических пособий (в том числе с использованием аппарата искусственного кровообращения, инвазивных методов мониторинга гемодинамики), предоперационном осмотре больных и транспортировке пациентов в отделение интенсивной терапии с последующим обсуждением тактики дальнейшего ведения.

Также в течение 1 рабочего дня находилась с ознакомительным визитом в центре лечения боли.

 

Зимой 2014 года студентка нашего университета Маргарита Молоткова (ЛФ, гр. 644) успешно участвовала в «Зимней школе  по интенсивной терапии-2014» / Winter School in Critical Care в период с 2 по 16 февраля 2014 года.

На обучение в Тюбинген я приехала на день раньше, поэтому была первой студенткой, кого встречала немецкая участница программы Сильвиа Гросс и руководитель отдела международных отношений университета Эберхарда Карла Елена Лебгерц. Мы вместе приехали в Гостевой Дом, осмотрели комнату и оценили условия проживания на предстоящие две недели обучения (2-16.02.14). Тюбингенский Университет в день приезда подарил мне комплект обучающей литературы, справочники и путеводители, необходимые для комфортного пребывания в городе. В Доме был проведён интернет, (подключение только по кабелю). Настоятельно советую будущим участникам подобного мероприятия брать с собой из техники нечто большее, чем смартфон или планшет, потому что иначе предоставленные блага цивилизации проплывут мимо вас (что и случилось со мной). Гостевой Дом – двухэтажное здание с 10-ю комнатами на одного или двух человек, тремя кухнями, четырьмя душевыми, платными стиральной и сушильной машинами в подвальном помещении. Комнаты скромные, опрятные; на кухне имеется основной инвентарь для приготовления еды, так что остается только купить продукты. В каждой комнате имеются вместительный платяной шкаф, большой письменный стол, телевизор, кровать. Все аскетично и оптимально для активной учёбы.

Несколько слов о Тюбингене. Это очень живописное место с холмистым ландшафтом, маленькими мощёными улочками, поднимающимися то вверх, то вниз. Но самое чудесное – свежий воздух с примесями елового и смоляного запаха. В этом году в феврале там была настоящая весна – яркое солнце на фоне голубого неба, зеленая трава и пение птиц. Я будто бы попала в сказочный городок с игрушечными шоколадными домиками на берегу реки Нека.

В интернациональную группу вошли 16 студентов из Германии, США, Индонезии,  Японии и России. Вечером второго дня был организован ужин в неформальной обстановке для нас и студентов встречающей стороны. Примечательно, что к нам присоединились преподаватели Зимней Школы, которые без церемоний могли пообщаться со студентами на отвлечённые темы за кружкой прохладительного напитка, не выделяясь при этом своим статусом  и старшинством. Ужин закончился прогулкой по вечернему Тюбингену с небольшой экскурсией от немецких студентов.

Утром третьего дня  приветливая и очень ответственная студентка Зулика встретила и заботливо довела нас от Гостевого Дома до клиники CRONA, где проходило большинство занятий. У нас был легкий завтрак в формате кофе-брейк, после которого нас ознакомили с программой обучения, очень плотно составленной и включающей в себя также досуг в вечернее время и выходные дни, а также историей города и университета Тюбингена. После этой небольшой презентации мы произвольно разбились на пары – немецкий и интернациональный студент; и должны были, побеседовав, представить друг друга группе. В этой игровой форме  прошла половина утренней части занятий, и затем мы перешли к базовому погружению в сферу обучения на ближайшие две недели. Преподаватель, приглашенный из Университета Браун (США) на основе клинической задачи рассказывал о ключевых моментах и фундаментальных подходах диагностики и лечения критических состояний.  Закончив со вступлением, профессор Риссен провел нам экскурсию по верхней части клиники (нижняя часть – женская клиника, дерматология, психиатрия и т.д.; верхняя – клиника CRONA, т.е. аббревиатура «Хирургия Радиология Ортопедия Неврология Анестезиология», детская клиника т.д.), и все вместе мы отправились на обед в столовую.

Самая увлекательная часть этого учебного дня ожидала нас после перерыва – обучение в тренинговом центре DocLab, где нам не только рассказали, но и дали возможность произвести на манекенах/фантомах такие манипуляции, как плевральная пункция (под контролем УЗИ), постановка периферического артериального катетера, периферического венозного и центрального венозного катетера под контролем УЗИ. Завершением учебного дня стал официальный ужин со всеми преподавателями программы в одном из ресторанов Тюбингена, спонсированный Университетом Карла Эберхарда.

А дальше начались суровые трудовые будни: 3 утренних часа  с разбором вопросов уровня последипломного образования и 3 часа практического усвоения материала на отделении интенсивной терапии. Во второй половине дня, разделившись на две группы, разобрали случаи трех пациентов по теме занятия («Механическая вентиляция»), а затем испытали на себе различные типы масок для неинвазивной механической вентиляции.

На отделениях реанимации безупречно чисто, несмотря на отсутствие необходимости переодевать уличную обувь как нам – студентам, так и посетителям – родственникам больных. Удивительно, но в реанимационных палатах пациентам разрешено иметь фотографии их семей, детские рисунки.

Тему следующего дня «Диагностика и лечение шока» вёл специалист с хирургического отделения интенсивной терапии. После разбора теоретического материала на основе клинических случаев мы пришли на отделение и, работая по группам, закрепили изучение материала на конкретных примерах у постели больного. После перерыва нас ожидало практическое занятие в тренинговом центре DocLab. Показали методику и рассказали особенности проведения экстренной ультразвуковой диагностики, например, Эхо-КГ для решения вопроса тампонады сердца, деструкции клапанов и т.д., УЗИ брюшной полости, с целью выявления свободного газа или жидкости, УЗИ грудной клетки с целью исключения пневмоторакса и т.д. Нас  не переставала радовать не только система обучения врачей любой специальности базовым методам диагностики, но и возможность отработки навыков студентами на современном оборудовании, например УЗИ.

Утреннее трёхчасовое лекционное занятие следующего дня охватывало сразу несколько тем, поэтому каждую часть проводили разные преподаватели – сотрудники того или иного отделения. Вторая часть учебного дня была посвящена эндоскопии, которой мы обучались в Исследовательском Центре Экспериментальной Хирургической Эндоскопии у профессора Грунда. За 6 академических часов мы разобрали как базовые понятия в эндоскопии, так и вопросы применения этого метода в диагностике неотложных состояний. Очень увлекательной в этом обучении была отработка практических навыков – работа с эндоскопом, тренировочные упражнения на ловкость и точность, а также отработка ФГДС и колоноскопии на специальных манекенах. По окончании учебного дня профессор Грунд выдал нам сертификаты исследовательского центра в рамках программы по Интенсивной Терапии.

Заключительный день первой недели проходил в семинарском классе. Мы разобрали новую тему, участвовали в клиническом обходе в хирургический блок интенсивной терапии, где в том числе имели возможность посмотреть бронхоскопию и санацию дыхательных путей. Вторая часть учебного дня была занята проблемно-ориентированным обучением, когда в течение трёх часов мы обсуждали с американским профессором дополнительные и непонятные нам вопросы курса. В тот же день нас встретила доктор Елена Лебгерц, и мы поехали на экскурсию в замок Тюбингена, где имели возможность наблюдать фантастической красоты закат, а также узнать об истории замка и Университета, который первоначально в нем располагался.

В выходные дни была запланирована поездка в Штутгарт. Днём мы встречались на вокзале с немецкими студентами, откуда все вместе отправлялись в поездку. В поезде ребята позаботились о лёгком перекусе для всех и заранее купили в булочной различную сдобу. На вокзале нас встретила доктор Лебгерц с маленьким сыном, и мы поехали в музей Мерседес-Бенц. В этом восхищающем и суперсовременном музее мы совершенно незаметно для себя провели 4 часа. Наверное, потому, что это место способно заворожить не только увлечённых автомобилями натур. После музея мы отправились в центр города, побывали на одной из обзорных площадок с видом на Штутгарт и узнали, где можно погулять и поужинать. В воскресенье наш профессор Раймер Риссен пригласил нас на вечер живой музыки группы Bluegrass, в которой он играет уже более 15-ти лет. Концерт проходил в одном из уютных пабов центра Тюбингена, в котором собрались ценители музыки в стиле кантри. Было очень интересно и необычно именно таким образом проводить вечер со своим преподавателем, который готов не только поделиться своими знаниями, но и впустить целую группу молодых людей в мир своих увлечений, познакомить их со своей семьей.

Вторая неделя начиналась с учёбы в семинарском классе клиники CRONA, где мы разобрали новый теоретический материал и 3 часа обсуждали клинические случаи из практики наших американских преподавателей – доктора Мейзера и Клесней. На следующий день проходило обучение в имитационном центре ТюПАСС, которое состояло из двух частей: повторение вопросов сердечно-лёгочной реанимации и отработка на манекенах навыков коникотомии, интубации, в том числе с использованием видео-ларингоскопии в затруднительных ситуациях, и работу с эзофаго-трахеальной двухпросветной трубкой. Вторая половина дня была посвящена работе по сценариям в специально оборудованной реанимационной палате. Команде из 4-х человек давалось минимальное первичное представление о больном, после чего при необходимости можно было задать вопросы пациенту, если он был в сознании, провести его первичный осмотр. Нам предстояло оценить состояние больного, своевременно начать реанимационные мероприятия. Отработка проходит на манекене, которым из соседней комнаты управлял преподаватель и в зависимости от правильности действий изменял показания на мониторе. Реаниматологи оценивали пульсацию магистральных и периферических артерий, экскурсию грудной клетки, обеспечивали механическую вентиляцию пациента, вводили внутривенно необходимые препараты, снимали ЭКГ и проводили  дефибрилляцию. Команде давалось около 10 минут на выполнение сценария спасения пациента. Всё происходящее записывалось тремя видеокамерами и вместе с данными монитора отображалось в конференц-зале, где за всем происходящим наблюдали остальные студенты. По окончании работы каждой группы шёл разбор ошибок и коррекция действий вместе с преподавателями, а также просмотр видео своей работы самими участниками.

Следующий день обучения в имитационном центре также был посвящён работе по клиническим сценариям. С каждым разом мы совершали меньше ошибок и могли быстрее оценить происходящее, раньше начать реанимационные мероприятия. Очевидно, что регулярная отработка навыков и необходимость оперативного мышления, пусть даже и в искусственных условиях неотложной ситуации, помогают улучшить качество работы специалистов и снизить частоту ошибок.

В первой половине следующего дня занятия проходили в современном Анатомическом театре, по оснащению и условиям максимально приближённому к операционной. Разделившись на группы, мы обсуждали практические аспекты катетеризации яремной и подключичной вен, торакоцентеза и коникотомии, трахеостомии. После этого проходила отработка этих манипуляций на трупах под чутким руководством преподавателей. Заключительный день обучения проходил как всегда в два этапа. С утра мы имели возможность разобрать клинические случаи и задать преподавателям интересующие нас вопросы, а после обеда был экзамен по пройденной программе. После сдачи экзамена по просьбе руководителей мы написали отзывы об учёбе, указывая понравившиеся или не очень моменты, а также обсудили различия учебного процесса в разных странах.

У большинства из студентов моей интернациональной группы учёба не заканчивалась по прошествии этих двух недель: оставшись на практику на интересующих их отделениях интенсивной терапии, ребята продолжали углублять свои знания. В завершение нашего обучения немецкие студенты устроили поездку в соседний город на фабрику шоколада Ritter Sport, где мы посетили музей шоколада, картинную галерею и рай для сладкоежек – огромный магазин с продукцией фабрики.

Заключая рассказ о моих впечатлениях, я хотела бы отметить, что обучение в Германии по интенсивной терапии – это великолепный и интереснейший опыт в моём студенчестве. Помимо значительной языковой практики я познакомилась с большим количеством людей и получила возможность погружения в очень важную и сложную сферу медицины. Владение базовыми знаниями и навыками в области интенсивной терапии может пригодиться врачу любой специальности, как в профессиональной деятельности, так и в обычной жизни. Поэтому я бы хотела рекомендовать другим студентам не отказываться от любой возможности усовершенствования своих знаний по неотложным состояниям и стремиться участвовать в подобных международных программах.

 

В 2013 году медицинскую практику прошла 1 студентка СЗГМУ.

Алина Ерохина, гр. 540 лечебный ф-т (июль-2013):

Я проходила практику в качестве помощника врача амбулаторно-поликлинического учреждения.  Практика носит очень интенсивный характер и требует хорошего знания немецкого языка для непосредственного общения с больными и врачом-куратором, а также для чтения специальной литературы. Помимо практических навыков во время приема врач-куратор проверяет не только практические навыки и обучает им, но и оценивает клиническое мышление студента и уровень теоретической подготовки. 

Ежедневно совместно с врачом принимала по 10-12 больных разных возрастов (от младенцев до взрослых 92 лет), включая вызовы на дом. Выполняла осмотр, пальпацию, аускультацию больных, оценку психомоторного и физического развития детей, определение антропометрических данных. Совместно с врачом проводила обсуждение клинического диагноза и его обоснование на основании жалоб, анамнеза, данных объективного осмотра, результатов лабораторных и инструментальных исследований и составляла план лечебных мероприятий. Оформляла мед. документацию (заполнение индивидуальных карт, выписка рецептов на наркотические и ненаркотические препараты, заполнение направлений на консультации и госпитализацию, на прививки для взрослых, необходимых при устройстве на работу). Проводила беседы с пациентами о соблюдении санитарно-гигиенических правил, пропагандировала здоровый образ жизни.

Свободное от практики время на выходных студент организует сам. Университет располагается в городе, сохранившемся со времен средневековья. В окрестностях Тюбингена и в земле Баден-Вюртенберг находится множество исторических памятников, которые можно самостоятельно посетить. Заслуживают внимания старинные города Ульм,  Аугсбург, Линдау, замок Лихтенштейн, монастырь Бебенгаузен и Штутгарт — столица земли Баден-Вюртенберг.

 

  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter