Больничная гигиена по-фински: и все-таки прагматичность
«На разных территориях неодинаковые взгляды на больничную гигиену: разные принципы организации, разные географические, политические и экономические условия и даже традиции, - сказал, открывая в СЗГМУ им. И.И. Мечникова международную конференцию по больничной гигиене, проректор по науке и международному сотрудничеству А.В. Силин. – Именно поэтому мы стали пристально смотреть на лучшие достижения в этой сфере и, прежде всего, на достижения наших соседей – коллег из Финляндии».
«Надо сходно и комплексно отвечать на угрозы здоровью населения, связанные с вопросами инфекционной безопасности, которые нарастают во всем мире», - подчеркнул проректор по медико-профилактическому направлению А.В. Мельцер.
Такое понимание задач привело к сотрудничеству СЗГМУ им. И.И. Мечникова и Сайменского Университета Прикладных Наук, в рамках которого и состоялась конференция «Больничная гигиена», в которой приняли участие специалисты медико-профилактического направления Санкт-Петербурга, студенты, интерны и ординаторы нашего Университета. Все они с большим вниманием слушали выступления финских коллег Туулы Хемалайнен, Кирсти Санделл, Арьи Сара-ахо и Туулы Ииваринен, которые представляли Сайменский Университет Прикладных Наук.
Информация шла «не в одни ворота» - о том, как у нас в Петербурге организованы инфекционный контроль и дезинфекционные мероприятия доложили на конференции профессор А.В. Любимова и доцент И.Г. Техова - преподаватели кафедры эпидемиологии, паразитологии и дезинфектологии нашего Университета. И справедливости ради надо сказать, что Петербург отнюдь не позади планеты всей в части этой работы. Для инфекционного контроля у нас сделано очень многое, к чему еще предстоит приобщиться другим регионам страны.
Важным этапом в решении данной проблемы в Петербурге явилась разработка и внедрение "Стандартов инфекционного контроля для стационаров Санкт-Петербурга", которые были утверждены в 1998 году Комитетом по здравоохранению и Центром Госсанэпиднадзора Санкт-Петербурга. Организация и внедрение инфекционного контроля в лечебно-профилактических учреждениях Петербурга проводится в соответствии с четко определенными принципами, для осуществления данных задач имеются специалисты со специальной подготовкой по госпитальной эпидемиологии. Лечебно-профилактические учреждения руководствуются также положениями «Национальной концепцией профилактики ИСМП», утвержденной главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2011 году. Как это все действует на практике, финские коллеги смогли убедиться, побывав в двух стационарах города.
Но рассказ об организации контроля и профилактики инфекционных заболеваний в Финляндии при всей схожести проблем во многом удивил и заставил задуматься участников конференции. Как специалистов и как потенциальных пациентов – от болезней и лечения в клинике со всеми вытекающими последствиями никто не застрахован. Ни в Финляндии, ни в России.
Почему возник такой поворот, да потому что асептика Финляндии была представлена с точки зрения потребителя медицинских услуг – безопасности пациента.
Старший лектор Сайменского университета Туула Хемалайнен (как и профессор Любимова - об особенностях российских законов) рассказала о финской системе, а точнее, о финской национальной стратегии и программе, обеспечивающей безопасность пациента. У этой программы тоже есть своя история – Закон об организации медицинской помощи, принятый в 1986 году, стратегия, опубликованная в 2009-м и актуализированная в 2011 году.
Оказалось, на первый план в этих документах выходят права пациента. Его человеческое достоинство, право на личное пространство, на язык и, конечно, на качество медицинских услуг и их безопасность. Просто сказка и мечта пациента. Прописан и перечень требований к организации медицинской помощи. Сам термин – культура обеспечения безопасности пациента - говорит о ценностном подходе финнов. Ведь за ним, как выяснилось, не бюрократические посылы, а создание на практике систем защиты интересов пациентов, начиная с процедур, связанных с менеджментом до управления рисками и профилактики. Причем самое интересное – разработка защитных механизмов, которые формируют барьеры от врачебных ошибок, возможных осложнений.
Доцент Арья Сара-ахо уточнила, что, собственно позволило усилить безопасность пациента в сфере оказания медицинских услуг, о создании преград для возникновения ошибок при лечении в ЛПУ. А о том, что такие ошибки довольно часты, говорит мировая практика. По приведенным данным, в развитых странах внутрибольничные инфекции встречаются у 1 из 10 пациентов, а в развивающихся странах этот показатель в 20 раз выше.
В Финляндии решили, что меры по предотвращению ошибок, повышение бдительности и управление рисками могут облегчить страдания пациентов, снизить расходы на лечение и сберечь время пребывания в ЛПУ. А для этого нужно описать все процессы. Причем использовать для этого мультипрофессиональный подход. Например, изучив опыт тех отраслей, где риски предусмотрены лучше всего - авиация, ядерная энергетика и т.д. И это было с успехом сделано.
Например, управление ресурсами коллектива в чем-то заимствовано из авиации. Тут дело не в специальных знаниях, а в формальном соблюдении протоколов, которые доказали свою эффективность в авиации. В качестве примера такого протокола можно привести лист контроля, который применяется в хирургии. Это тот случай, когда кусок бумаги на деле спасает жизни. Ведь не секрет, что половина случаев осложнений, повлиявших на смерть, относится именно к хирургии. Так вот этот лист контроля в Финляндии используется трижды: перед анестезией, перед рассечением и перед тем, как пациент покидает операционную. Благодаря этому протоколу смертность после хирургических операций снизилась на одну треть. Поистине верно - три раза отмерь, один раз отрежь.
К неспециальным навыкам финские коллеги относят также информированность, в том числе ситуационную, взаимодействие в команде, считая, что ошибки в общении приводят к побочным явлениям. А информированность об ошибках помогает скорректировать лечебную работу. Неспециальные знания – управление задачами, планирование и подготовка, выделение приоритетов, составление и соблюдение стандартов, выявление и использование ресурсов не должны стоять отдельно от специальных компетенций, а работать во взаимодействии. Финские коллеги считают, что, чем больше людей, тем больше ошибок. Поэтому нужна очень согласованная деятельность, обмен информацией, использование полномочий, поддержка друг друга – физическая, умственная, простой совет.
По их мнению, однозначно нужно игнорировать иерархию, безопасность должна стоять на первом месте у всей команды, а не перекладываться только на одного специалиста. Отвечать за безопасность пациента должны все. Включая самого пациента, который активно вовлечен в процесс. Он, по финской версии, тоже член команды, который участвует в определении баланса риска и выбора возможностей. А значит, в принятии решения. Это заложено в законодательстве.
Ну, и самым важным является работа над ошибками. Ошибка всегда связана с человеческим фактором. И тут на первый план выдвигается протокол оповещения о такой ошибке, которую надо докладывать, обсуждать и делать выводы. И не только о случившейся ошибке, но и о близких попаданиях и побочных эффектах надо открыто говорить, в том числе, с родственниками пострадавших, - считают в Финляндии. Как это сделать? Ответ есть. Он выверен и подготовлен. Создана интернет-платформа для обсуждения и отчета - HaiPro. Она удобна, добровольна, анонимна и конфиденциальна. И ею охотно пользуются все, кто заинтересован в безопасности пациентов.
Предыдущих выступающих дополнила старший лектор Кирсти Санделл, поведавшая о гигиенической обработке рук и регистрации инфекций. И даже показала фильм о том, как надо обрабатывать руки, чтобы на треть предотвратить инфекцию в ЛПУ. Тула Ииваринен подробно рассказала об асептике родильного и послеродового отделений, о том, насколько опасно инфицирование матерей в результате кесарева сечения и других аспектах борьбы с инфекциями матери и ребенка. Ответили финские коллеги и на вопросы из зала.
А еще на вопрос об ответственности, о мерах воздействия на тех, кто допускает ошибки. По-нашему – о мерах воздействия на нарушителей. И тут стало ясно, в чем, собственно, кардинальное отличие наших подходов. Дело в том, что в Финляндии никого не наказывают. Там считают, что умный учится на ошибках. И если есть ошибка, то есть и причины, которые ее породили. Если причины выявить, то их возникновение можно предотвратить в дальнейшем. Спасибо интернет-платформе HaiPro.
Жалуются ли пациенты? Жалуются. Правда, до суда редко доходит. Если оказывается прав пациент, то ущерб компенсирует лечебное заведение. Финские специалисты с удовольствием рассказали о том, как добровольным помощником врачей стал пациент, который в результате ошибки приобрел хроническую почечную недостаточность.
О том, как засомневавшимся в правильности лечения родственникам знакомой пациентки позвонил сам главный врач и подробно рассказал о том, что и почему было сделано. И когда родственники решили не обращаться с жалобой, посоветовал непременно сделать это, чтобы разобрать случай в системе HaiPro и услышать мнение коллег.
О том, что в каждой больнице есть заместитель директора по качеству и даже отдельный сотрудник, который помогает пациенту составить жалобу. Инициатива приветствуется. И все во имя пациента?
В конечном счете, да. Но главное, как считают сами финны, работать, не извлекая опыта из ошибок, невыгодно.
А работать хорошо и системно – вполне прагматично. Ведь прагматичность это - «предельно правильный подход для реализации своих планов, всестороннее просчитывание все ходов и вариантов, для максимального извлечения пользы от своих действий, - при минимуме затрат, потраченного времени и всяких условностей».