«Медицинское образование 2014»: о «медпрофе» с точки зрения профессиональных компетенций

 

В начале апреля на базе Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М.Сеченова прошла V Общероссийская конференция  «Медицинское образование 2014». В работе конференции приняла участие Министр здравоохранения Российской Федерации В.И.Скворцова. По мнению Вероники Игоревны, такие конференции дают возможность для дальнейшего развития медицинского образования, позволяют оценить инновационные подходы к высокой профессиональной подготовке будущих врачей, обменяться мнениями о самых важных вопросах медицинского образования. На пленарном заседании говорили о «гармонизации образовательной и профессиональной деятельности в здравоохранении». На круглых столах - о разном. В том числе, о будущем высшего медико-профилактического образования.

Наш университет был представлен делегацией, в которую вошли проректор по учебной работе А.М.Лила, проректор по медико-профилактическому направлению А.В.Мельцер, начальник отдела мониторинга образовательных процессов О.А.Чурганов, начальник отдела организации и развития медико-профилактического направления Н.В.Ерастова, заместитель начальника учебного управления Т.В.Крюкова.

Профилактической медицине было посвящено отдельное мероприятие - круглый стол «Формирование и развитие профессиональных компетенций специалистов медико-профилактического дела», на котором выступил А.В.Мельцер.

В своем выступлении «О подготовке врачей медико-профилактического профиля в условиях реализации ФГОС: приоритетные задачи, перспективы» Александр Виталиевич сделал акцент на необходимости развивать целевой набор. «Для повышения эффективности «закрепления» молодых врачей видится целесообразной совместная с Роспотребнадзором детальная проработка юридической составляющей порядка заключения, расторжения и исполнения договоров целевого приема и обучения на МПФ, - подчеркнул он. - На этапах целевого отбора абитуриентов необходимо создать систему профессионального ориентирования учащихся старших классов школ, и, в первую очередь, в регионах с недостатком врачей медико-профилактического дела».

Серьезного внимания, по мнению Мельцера, требуют также вопросы обеспечения условий для качественной практической подготовленности выпускников МПФ. Отсутствие постоянных учебно-практических баз является серьезным препятствием не только к приобретению необходимых практических навыков, формированию, закреплению и развитию умений и компетенций, но и к правильному ориентиру в профессии. Для решения этой проблемы необходимо во взаимодействии с Роспотребнадзором расширять возможности для практической подготовки студентов, в том числе путем  использования с этой целью существующих лабораторно-экспертных возможностей учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, где имеются медицинские вузы с медико-профилактическими факультетами.

Реализация такого подхода будет способствовать формированию, закреплению и развитию умений и профессиональных компетенций в ходе летней производственной практики, при проведении различных видов учебных занятий, осуществлении научно-исследовательских работ. А основанием для такого взаимодействия может являться приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14.08.2013г. №958 «Об утверждении порядка создания профессиональными образовательными организациями и образовательными организациями высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы».

Рассчитывают медико-профилактические факультеты вузов и на совместную с Роспотребнадзором разработку и реализацию программы «Кадры для Роспотребнадзора», о которой уже было заявлено на Всероссийском совещании по вопросам подготовки врачей медико-профилактического профиля, состоявшемся в декабре 2013 года в СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Свои доклады представили и хозяева конференции - декан медико-профилактического факультета Первого МГМУ им. И.М.Сеченова Ю.В.Несвижский, заведующий кафедрой эпидемиологии Н.И.Брико, сотрудники кафедры экологии человека и гигиены окружающей среды. По результатам заседания круглого стола были сформированы предложения для включения в заключительную резолюцию конференции.

По общему признанию участников конференции, сегодня в отечественном медицинском образовании необходимо внедрение новых форм образования, дистанционного обучения, языковых знаний и серьезных изменений в организации практической подготовки студентов – создания новых эффективных форм практических занятий. А такие формы требуют не только творческого подхода от преподавательского состава вузов, но и значительных финансовых вложений, и поддержки потенциальных работодателей. В медико-профилактическом направлении речь идет о создании Центров практических навыков, оснащении лабораторным оборудованием кафедр, создания эксклюзивных тренажеров и учебных видеофильмов.