О деканате по работе с иностранными учащимися

Обучение иностранных студентов осуществляется в соответствии с государственными и международными стандартами высшего медицинского образования. Основой системы подготовки современного высококвалифицированного врача является органическое сочетание учебно-научного и воспитательного процесса, что осуществляют деканаты совместно с сотрудниками кафедр. За более чем полувековую историю обучения иностранных студентов программу додипломной подготовки по стандартам лечебного факультета в СПбГМА им. И.И. Мечникова успешно освоили десятки тысяч представителей более чем 42 стран мира. На протяжении многих лет эффективная работа деканата ФИУ была связана с видными педагогами и организаторами - проф. П.Г. Ромашовым, доц. В.И. Шибаевым, доц. А.И. Ворониным, проф. Г.И. Черновой, проф. Н.П. Денисенко. Заложенные ими основы деятельности деканата ФИУ обеспечивают высокую качественно-количественную динамику академической мобильности иностранных граждан и в наши дни.

Отдельным направлением работы деканата стала разработка концепции внеаудиторной работы с иностранными учащимися, представленная на конкурс Программы академических обменов Фулбрайта в РФ И.А. Даниловой, с 2003 г. отвечающей за работу с англоязычными студентами академии. Работа И.А. Даниловой получила высокую оценку комиссии под руководством г. Энтони Колиха – директора Программы, основанной в 1973 г. американским сенатором У. Фулбрайта (Fulbright) и поддерживаемой Государственным Департаментом США. Такая деятельность деканата ФИУ нашла отражение в более чем 50 учебно-методических работах сотрудников деканата.

Современная структура иностранного студенчества подвержена различным, в том числе геополитическим и социально-экономическим изменениям мирового образовательного пространства, что требует от сотрудников деканата корректировки текущих и перспективных планов работы. При этом неизменно высокое место СЗГМУ (ранее СПбГМА им. И.И. Мечникова) на рынке мировых образовательных услуг определяется не только значительными цифрами приема на первый курс обучения, но и ежегодно возрастающим числом переводных иностранных студентов, поступающих как из российских, так и из иностранных медицинских ВУЗов. Это требует систематического повышения профессиональной компетенции сотрудников деканата по части знания специальных программ, в частности, ECTS, а также американской и канадской систем оценки.

С учетом положений Болонской декларации в части расширения студенческой академической мобильности ближайшими перспективами и задачами деканата ФИУ являются меры по:

  • совершенствованию системы отбора и преодолению адаптационных (языковых, культурных, религиозно-нравственных, социоэкономических, климатических) проблем;
  • стандартизации и оптимизации додипломного обучения по теоретическим и клиническим дисциплинам с использованием современных технических средств;
  • активизации внеаудиторной работы;
  • укреплению межнациональных контактов, в том числе в рамках общегородской программы «Толерантность».

Долгосрочным приоритетом в работе деканата является совершенствование программ и методов теоретического и практического обучения иностранных учащихся на обширных клинических базах и в период прохождения учебной и летней практики, расширение перечня врачебных специальностей в рамках додипломного и последипломного образования, что обеспечивает успешную реализацию задач общемировой высшей медицинской школы на базе СЗГМУ им. И.И. Мечникова.

Основные направления деятельности деканата по работе с иностранными обучающимися:

  • организация учебно-научно-производственного процесса;
  • учебно-методическая, учебно-организационная, учебно-контрольная, учебно-воспитательная работа со слушателями подготовительного отделения и студентами 1-6-го курсов;
  • организация выпуска иностранных учащихся;
  • оформление договоров на учебу и проживание иностранных граждан в общежитии;
  • оформление договоров на проведение дополнительных образовательных услуг;
  • миграционно-визовый учет, регистрация и контроль за соблюдением режима пребывания иностранных граждан на территории РФ;
  • организация внеаудиторной (спортивной, культурно-массовой, воспитательной) деятельности;
  • осуществление федеральных и межгосударственных контактов в области образования, здравоохранения и науки, в том числе с Посольствами и Генеральными Консульствами иностранных государств;
  • контроль за признанием иностранных документов об образовании;
  • осуществление текущего и архивного делопроизводства и электронного документооборота;
  • обеспечение постоянных контактов с родителями и членами семей иностранных граждан;
  • связь с иностранными выпускниками.

 

История обучения иностранных учащихся

Додипломное обучение иностранных граждан в СПбГМА им. И.И. Мечникова началось в послевоенном 1947 году. В период 1950-1970 гг. обучение проходили преимущественно представители стран социалистического содружества (Венгрия, ГДР, Болгария, Польша, КНДР, Вьетнам и др.), позднее – представители стран Африки (Чад, Бурунди, Бенин, Конго, Эфиопия, Гвинея–Бисау). До 1980 г. особенностью обучения иностранных студентов являлся смешанный (совместный с отечественными учащимися) состав академических групп, способствующий, в частности, успешному овладению русским языком как основным средством общения и скорейшей адаптации к аудиторной и внеаудиторной жизни. В то же время отмечался и ряд сложностей, например, снижение скорости усвоения учебного материала иностранными студентами  в сравнении с носителями языка, а также организационные трудности. Решением проблемы явилось создание деканата ФИУ с последующей организацией иностранных академических групп. Это способствовало оптимизации учебного процесса, в целом, и внедрению дифференцированного подхода к обучению по ряду предметов, в частности, по тропической медицине, инфекционным болезням, эпидемиологии, патологической анатомии, секционно-биопсийному курсу.

Численность иностранного студенчества составила более 800 человек, а географическое представительство - охватило ближневосточные (Афганистан, Иордания, Йемен, Ливан, Пакистан, Палестина, Сирия) и юго-восточные (Индия, Шри-Ланка) регионы мира. В настоящее время на факультете также обучаются граждане Европы (Швеция, Финляндия, Германия), Соединенных штатов Америки, Канады, Мальдивской Республики, Республики Маврикий и др. Растет число обучающихся из стран ближнего и дальнего зарубежья: Украины, Туркмении, Таджикистана, Узбекистана, Азербайджана, Армении, государств Балтии.