Информация для инвалидов

Положение
о сопровождении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в
ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России
 

1.      Общие положения

 

1.1.       Настоящее положение о сопровождении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО СЗГМУ им.И.И.Мечникова Минздрава России (далее – Положение) определяет и регламентирует особенности организации и сопровождения обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова (далее – Университет).

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», приказом Минобрнауки России от 19.12.2013 г. №1367«Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры», Методическими рекомендациями по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн. Уставом и локальными нормативными актами Университета.

1.2.       Основные термины, используемые в Положении:

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты. Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы.

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

 

2.    Сопровождение обучения инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья

 

2.1.      Комплексное сопровождение обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) осуществляется в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

Сопровождение производится исходя из структуры построения образовательного процесса, определяется его целями, содержанием и методами:

2.1.1.     Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль обучения студента-инвалида и студентов с ОВЗ в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного обучения. Данный вид сопровождения может включать: контроль за посещаемостью занятий, помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания, организацию индивидуальных консультаций для длительно отсутствующих студентов, контроль текущих аттестаций, сдачи зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей, коррекцию взаимодействия преподаватель - студент-инвалид в учебном процессе; консультирование преподавателей и работников по психофизическим особенностям студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, коррекцию ситуаций затруднений; инструктажи и семинары для преподавателей, методистов и т.д.

2.1.2.     Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется для студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Оно направлено на изучение, развитие и коррекцию личности студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, ее профессиональное становление с помощью психодиагностических процедур, психопрофилактики и коррекции личностных искажений.

2.1.3.     Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.

2.1.4.     Социальное сопровождение - это совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку инвалидов при их инклюзивном обучении, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения.

2.1.5.     Установление особого порядка освоения дисциплины «физическая культура» для инвалидов и студентов с ОВЗ на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры. Это могут быть подвижные занятия адаптивной физкультурой в специально оборудованных спортивных, тренажерных и плавательных залах или на открытом воздухе, которые проводятся специалистами, имеющими соответствующую подготовку. Для студентов с ограничениями передвижения это могут быть занятия по настольным, интеллектуальным видам спорта.

2.1.6.     Создание в Университете профессиональной и социокультурной толерантной среды, необходимой для формирования гражданской, правовой и профессиональной позиции соучастия, готовности всех членов коллектива к общению и сотрудничеству, к способности толерантно воспринимать социальные, личностные и культурные различия, внедрение волонтерской помощи студентам-инвалидам.

2.1.7.     Отделение поликлиники для оказания первой медицинской помощи, оказания врачебной помощи при травмах, острых и хронических заболеваниях, осуществления лечебных, профилактических и реабилитационных мероприятий (в том числе организацию динамического наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, длительно и часто болеющими), пропаганды гигиенических знаний и здорового образа жизни среди студентов в виде лекций и бесед, наглядной агитации.

2.2. Сопровождение обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в Университете имеет следующие этапы:

2.2.1.     Довузовский этап предполагает организацию довузовской подготовки поступающих-инвалидов, профориентационную работу с поступающими-инвалидами, сопровождение вступительных испытаний для поступающих-инвалидов.

2.2.2. Вузовский этап сопровождения студентов-инвалидов и студентов с ОВЗ предполагает сопровождение их обучения на протяжении всего времени пребывания в Университете.

2.2.3. Послевузовский этап предусматривает консультирование по вопросам трудоустройства и помощь в поиске потенциального  работодателя.

 

3.    Особенности организации обучения инвалидов

и лиц с ограниченными возможностями здоровья

3.1. Содержание высшего образования по программам, реализуемым в Университете, и условия организации обучения студентов с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой, а для студентов-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. Обучение студентов с ОВЗ при необходимости осуществляется на основе адаптированных образовательных программ.

3.2. В целях обеспечения специальных условий обучения инвалидов и студентов с ОВЗ обучающиеся предоставляют в Университет сведения о состоянии здоровья, рекомендации медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.

3.3. Обучение по образовательным программам инвалидов и студентов с ОВЗ осуществляется Университетом с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья таких обучающихся.

3.4. Университетом создаются специальные условия для получения высшего образования по образовательным программам обучающимися с ОВЗ.

Под специальными условиями для получения высшего образования по образовательным программам лиц, указанных в п. 3.3., понимаются условия обучения таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания Университета и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение программ обучающимися с ОВЗ.

3.5. В целях доступности получения высшего образования по образовательным программам инвалидами и студентами с ОВЗ Университетом обеспечивается:

3.5.1 для инвалидов и студентов с ОВЗ по зрению:

- наличие альтернативной версии официального сайта Университета для слабовидящих;

- размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);

- присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;

- обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);

- обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Университета;

3.5.2 для инвалидов и студентов с ОВЗ по слуху:

- дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество определяются с учетом размеров помещения));

- обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации  (звукоусиливающей аппаратуры, мультимедийных  и других технических средств);

3.5.3. для инвалидов и студентов с ОВЗ, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Университета, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров; наличие специальных кресел и других приспособлений).

3.6. Образование обучающихся с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах или в отдельных организациях.

3.7. При получении высшего образования по образовательным программам лиц, указанных в п. 3.3. предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков.

3.8. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ, при необходимости, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. Срок получения высшего образования при обучении по индивидуальному учебному плану для инвалидов и лиц с ОВЗ может быть при необходимости увеличен, но не более чем на год (для магистрантов – на полгода).

При составлении индивидуального графика обучения могут быть предусмотрены различные варианты проведения занятий: в Университете (в академической группе и индивидуально), на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

3.9. При определении мест учебной и производственной практик для инвалидов и лиц с ОВЗ должны учитываться рекомендации медико-социальной экспертизы, отраженные в индивидуальной программе реабилитации инвалида, относительно рекомендованных условий и видов труда.

3.10. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся Университетом создаются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в образовательной программе.

Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.


 

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter