АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВОМ ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. МЕЧНИКОВА за 2016 год

1. Анализ достижения целей

Анализ выполнения Политики в области качества и стратегических целей ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России в области качества, установленных на 2016 год, показал следующие результаты:

Продолжено развитие системы управления университетом.

  • Продолжена реструктуризация университета в соответствии с новыми условиями и новыми задачами.
  • Обновлена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2015 г., оптимизирована процессная модель и соответствующая документированная информация.
  • Продолжено улучшение системы мониторинга процессов, оценки качества образовательной деятельности и анализа удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон.
  • Продолжена модернизация информационной системы управления университетом. 
  • Совершенствовались подходы к анализу и оценке внутренней и внешней среды университета на основе инструментов качества, методов стратегического анализа и стратегического маркетинга.
  • Проведена работа по формированию риск-ориентированного мышления в управлении вузом.

Модернизация образовательной деятельности университета осуществлена по следующим направлениям:

  • Выполнено государственное задание подготовки специалистов по контрольным цифрам приема по основным профессиональным образовательным программам высшего образования на 100% и по дополнительным профессиональным программам на 95%.
  • Пройдена международная профессионально-общественная аккредитация 10 программ в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы – 9 программ ординатуры и 1 программа магистратуры.
  • Университет прошел общественную аккредитацию в Союзе ДПО России в 2016 году, одним из первых в стране.
  • Независимая оценка уровня остаточных знаний в начале 1 курса по трем предметам проведена четвертый год подряд и достигла охвата 100% студентов.
  • Продолжена реструктуризация кафедр Университета, оптимизирована их штатная структура в соответствии с актуальными задачами развития образовательных программ.
  • Осуществлен третий набор на ОПОП «Стоматология», изменено штатное расписание, перераспределена учебная нагрузка, разработаны и изданы учебно-методические материалы по всем кафедрам, участвующим в реализации этой программы.
  • Подготовлена база на портале дистанционного обучения для создания «Единого центра тестирования знаний». Завершено формирование базы тестовых заданий.
  • Введены в действие симуляторы и кейс-технологии по ряду учебных дисциплин.
  • Организовано проведение независимого экзамена совместно с Рособрнадзором в тестовом режиме.
  • Введен в эксплуатацию и начал работу аттестационно-обучающий симуляционный центр.
  • Организовано участие в программе непрерывного медицинского и фармацевтического образования..
  • Объем библиотечного фонда увеличился в 2016 г. на 63427 единиц хранения.
  • Введен в действие электронный каталог библиотеки.
  • Осуществляется регулярная подписка на электронные библиотечные системы и тестовый доступ к электронным базам учебной и научной информации, которые покрывают потребности в информационно-библиотечном обеспечении образовательных программ университета.
  • Развивается академическая мобильность студентов.
  • Развивается электронное и дистанционное обучение.

Развитие научной и инновационной деятельности университета осуществлено по следующим направлениям:

  • Зарегистрированы 5 новых патентов (общее количество 27).
  • Общее количество публикаций возросло в 1,7 раза, количество цитирований – в 4 раза с 2013 года.
  • Диверсифицировано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медицинскими и иными организациями и предприятиями, в том числе, зарубежными (38 постоянных партнеров из 18 стран мира).
  • В рамках Арктического территориального инновационного кластера и Научно-образовательного медицинского кластера Северо-Западного федерального округа «Северный» (приказ Минздрава России № 844 от 26 ноября 2015 г.) создана нормативная документация, создано общее информационное пространство, разработана тематика совместных научно-исследовательских работ.
  • Количество публикаций в зарубежных научных журналах, цитируемых в базах Scopus и Web of Science возросло до 73 (68 в 2015 г.).

Развитие кадрового потенциала университета осуществлено по следующим направлениям:

  • Проходит оптимизация кадров: количество ППС снижено с 1303 до 1201 чел., учебно-вспомогательный персонал – 524 (было 626), количество врачей увеличено с 655 до 662 чел., средняя зарплата ППС достигла 60 100 руб., снижается средний возраст ППС, снижается количество внешних совместителей, растет количество внутренних совместителей.
  • Реализуется программа «Кадровый резерв».
  • Достигнуты плановые показатели повышения квалификации персонала.
  • Работает система эффективного контракта для сотрудников Университета.

Развитие воспитательной деятельности осуществлено по следующим направлениям:

  • Осуществлены мероприятия по формированию системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщению их к ценностям отечественной и мировой культуры.
  • Продолжено совершенствование системы студенческого самоуправления.
  • Продолжено привлечение студентов к здоровому образу жизни и занятию физической культурой и спортом.

Анализ подтвердил, что цели Университета в области качества разрабатываются коллегиально с привлечением необходимых специалистов и экспертов, соответствуют Программе стратегического развития университета и «Дорожной карте», детализируются по всем подразделениям и в основном достигаются.

2. Анализ удовлетворенности заинтересованных сторон

Анализ удовлетворенности охватывает следующие категории заинтересованных сторон – студентов, пациентов, сотрудников университета, учредителей и общественность.

Основные акценты в исследованиях: качество образовательного процесса; противодействие коррупции; качество организации практики; качество преподавания.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса проводится выборочно в течение учебного года. Мониторинг выпускников – через месяц после выпуска.

В 2016 году в анкетировании приняли участие боле 3500 студентов 1‑6 курсов лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов и факультета иностранных обучающихся, что составило 81% от обучающихся по программам специалитета. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм распределения мнения студентов по 10 балльной шкале, пороговым принимается значение в 8 баллов.

Удовлетворенность образовательным процессом в 2016 г. составила:

-        Лечебный факультет – 9,4 балла (из 10)

-        Медико-профилактический факультет – 8,6 баллов

-        Стоматологический факультет – 7,7 баллов

-        Факультет иностранных учащихся – 9,1 баллов

 

Все отчеты по результатам мониторинга представлены руководству Университета, а также по запросу – учредителю и надзорным организациям.

Все материалы по мониторингу размещены в файловом хранилище Университета для организации доступа пользователей.

3. Мониторинг успеваемости студентов.

Мониторинг основных профессиональных образовательных программ осуществляется учебным управлением, деканатами и кафедрами. Анализу подвергаются результаты промежуточной аттестации: средний балл, количество неудовлетворительных оценок / задолженностей, количество отчисленных и причины отчисления. Также анализируются результаты итоговой аттестации, замечания и предложения председателей ГЭК. Обобщенный анализ проводится на ректорате в конце учебного года.

Интернет-тестирование студентов 1 курса проводилось в период с 13 сентября по 1 октября 2016 г. За указанный период тестирование прошли 48 групп лечебного факультета, 12 групп медико-профилактического факультета и 6 групп стоматологического факультета. Тестирование проходило по предметам химия, биология и русский язык (школьный курс).

4. Анализ результатов внутренних аудитов

В 2016 г. внутренние аудиторы университета провели 16 аудитов, в ходе которых были проверены 16 структурных подразделений. Выявлено 15 несоответствий и замечаний. По результатам внутренних аудитов составлен план устранения несоответствий и сформулированы мероприятия, осуществление которых может существенно улучшить результаты основных и вспомогательных процессов СМК Университета (Таблица 1).

 

Таблица 1 Результаты внутренних аудитов СМК (2016 г.)

Показатель

Согласно программе аудитов

Фактически

Нарушение срока / требований

Количество несоответствий

Меры по улучшению

Результаты внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов СМК

Количество проведенных аудитов

16

16

-

 

15

1.      Развитие мониторинга удовлетворенности потребителей на уровне структурных подразделений.

2.      Уточнение порядка выполнения процессов, границ ответственности и полномочий.

Количество проверенных подразделений

16

16

5. Анализ несоответствий, реализация корректирующих действий

Характер несоответствий, выявленных в ходе внутреннего аудита, в основном незначительный. Причины, как правило, связаны с недостаточной информированностью исполнителей, руководителей структурных подразделений в области управления документированной информацией, в области измерения удовлетворенности потребителей. В связи с этим, запланированные корректирующие действия направлены на обучение руководителей структурных подразделений и исполнителей по выявленным областям управления и оказания им своевременной консультативной поддержки.

Однако ряд проблем носят системный характер и являются общими:

-         развитие учебно-методической базы не обеспечено в достаточной мере ресурсами: на некоторых кафедрах требуется ремонт аудиторий и замена мебели;

-         нерационально планируется учебная нагрузка преподавателей и аудиторный фонд;

-         нерационально планируется учебная нагрузка в компьютерных классах университета.

6. Актуализации документированной информации СМК

В 2016 году актуализация документации СМК Университета включала пересмотр процессной модели в соответствии с целями по качеству и изменившимися условиями деятельности. Пересмотр охватывает уточнение выполнения всех требований СМК, представленных в Руководстве по качеству и всех процессов.

Перечни рисков, соответствующие им предупреждающие действия и меры по снижению последствий нежелательных отклонений и несоответствий уточнены по результатам первого года применения, что нашло отражение в документированных процедурах.

 Продолжено совершенствование показателей и критериев результативности процессов, алгоритмы процедур их выполнения, совершенствование методов мониторинга и оценки результативности.

7. Рекомендации по улучшению СМК

Рекомендации по улучшению СМК на основании анализа данных по всем разделам отчета и предложений по улучшению процессов СМК направлены на распространение информации о новых требованиях стандарта ИСО 9001 версии 2015 года, обучение персонала, формирование риск-ориентированного мышления, информирование персонала и рациональное применение документированной информации.

Актуальной на текущий год является задача интеграции задач системы менеджмента качества и внутренней системы оценки качества образования по следующим направлениям:

  1. Интеграция расходования ресурсов на обеспечение качества.
  2. Информирование и обучение ППС и учебно-вспомогательного персонала по вопросам качества образования и СМК.
  3. Подготовка аудиторов и экспертов по качеству в системе независимой оценки, государственной, профессионально-общественной и общественной аккредитации, экспертов конкурсов по качеству из числа внутренних аудиторов СМК.
  4. Развитие механизмов независимой оценки качества образования, участие в добровольных системах оценки, в рейтингах и конкурсах по качеству.
  5. Подготовка и представление на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ бакалавриата, специалитета и аспирантуры.
  6. Внедрение в практику новых методов мониторинга и оценки качества образовательного процесса, в том числе с использованием специальных компьютерных приложений, платформ электронного обучения и социальных сетей.
  7. Совершенствование показателей и критериев мониторинга и оценки качества образовательного процесса.

  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter