Раскрывая тайны эпидемий.

Любите ли Вы детективные истории, путешествия и приключения?

История науки эпидемиологии изобилует подобными сюжетами. Это  неудивительно, ведь эпидемиолог - это врач, который изучает причины распространения  любых массовых заболеваний (эпидемий) в человеческом обществе и предлагает меры борьбы с ними. Причины эпидемий - это всегда загадки, ответы на которые не лежат на поверхности, и  разгадывание их происходит в необычных, а подчас просто экстремальных  условиях. Истории изучения многих инфекционных заболеваний напоминают приключенческие романы. Так, в поисках источника инфекции сонной болезни (африканского трипаносомоза) английский ученый Д. Брюс вынужден был совершить полную опасных  приключений экспедицию в глубь Африканского континента. Американский врач и этнограф Д.К. Гайдушек больше двадцати лет прожил среди племени каннибалов в Папуа Новой Гвинее, изучая их обряды и обычаи, для того чтобы выяснить причины загадочной болезни - «куру», поражавшей местное население.  Эти исследования привели к открытию совершенно нового класса инфекционных агентов - прионов.  Общепризнанны заслуги русских врачей - эпидемиологов, изучавших в ходе экспедиций на Дальний Восток, Сибирь, Азию эпидемиологию клещевых энцефалитов (экспедиции Л.А. Зильбера), чумы (Д.К. Заболотный, Е.Н. Павловский), лейшманиоза (Е.Н. Павловский) и многих других заболеваний.

Каким же образом эпидемиологи разгадывают тайны эпидемий?

Выдающийся ученый - эпидемиолог Б.Л. Черкасский сравнивал работу эпидемиолога с работой следователя. Эпидемиологическое расследование сродни юридическому следствию, с той лишь разницей, что в данном случае разыскиваемый «преступник» - это причина болезни. Эпидемиолог в очаге инфекционного заболевания начинает с поиска источника возбудителя инфекции. Для этого он проводит опрос («дознание») больного и лиц из его окружения по месту жительства, учебы или работы. Опрашиваются («дают показания») также окружающие больного лица («свидетели»).

Подобно следователю, эпидемиолог организует осмотр территории очага («места преступления»), стремясь выявить обстоятельства его возникновения. Подобно тому, как это делают криминалисты, отбирая для последующего исследования отпечатки пальцев, следы крови, отпечатки зубов и т.п., эпидемиолог отбирает пробы воды, почвы, продуктов питания, воздуха или отлавливает кровососущих членистоногих с тем, чтобы получить «вещественные доказательства» их участия в передаче возбудителя. И конечно, также как и в работе следователя, анализ данных составляет важнейшую часть работы эпидемиолога.

В современных условиях эпидемиолог вынужден анализировать большой массив данных, который предоставляют ему специалисты, занимающиеся самыми различными областями науки. Это и специфическая информация о клинической картине заболевания, предоставляемая врачами лечебного профиля, информация о вредных экологических факторах, которую предоставляют врачи - гигиенисты. Из области географии приходят данные о региональных или местных особенностях ландшафта и климата, которые могут повлиять на заболеваемость. Зоологи и энтомологи могут дать ценнейшие сведения о животных, которые являются вероятным резервуаром инфекции и насекомых, которые являются ее переносчиками. Современный эпидемиолог обязан ориентироваться в генетике и молекулярной биологии, потому что изучение генома патогенных микроорганизмов является сейчас неотъемлемой частью эпидемиологических исследований.

Эпидемиологу также нужны специфические знания, которые он использует для того чтобы  противостоять эпидемиям. Это, например, знания о вакцинах и других препаратах, которые могут быть применены, чтобы защитить население. Иногда меры, которые предлагают эпидемиологи, выходят за рамки чисто медицинских мероприятий. Например, родоначальнику современной эпидемиологии, жившему в 19 веке английскому врачу Джону Сноу,  для того чтобы предотвратить очередную холерную эпидемию в Лондоне пришлось убедить английское правительство полностью изменить систему водоснабжения в этом городе. Современным эпидемиологам также приходится много взаимодействовать со органами власти, выступая в качестве организаторов здравоохранения, инициаторов различных политических и административных решений.

Где же работают эпидемиологи в современной России? Целая армия врачей-эпидемиологов трудится в системе федеральной службы по санитарно-эпидемиологическому благополучию и зашите прав потребителей (Роспотребнадзор). Значительная  часть из них, выполняя функции надзора за соблюдением законов в области охраны здоровья, является государственными служащими.

Госпитальные эпидемиологи чрезвычайно востребованы в лечебно-профилактических учреждениях: больницах, родильных домах и поликлиниках, где они занимаются борьбой с «чумой XXI века» - внутрибольничными инфекциями, предотвращая заражения больных и медицинского персонала. Кроме того, эпидемиологи занимаются научными исследованиями в многочисленных научно-исследовательских институтах, успешно работают в коммерческих фирмах, разрабатывающих новые вакцины, антибиотики, организациях, проводящих клинические испытания новых лекарств, а также работают в структурах МЧС, Минобороны и других ведомств.

Специальное эпидемиологическое образование можно получить после окончания медико-профилактического факультета медицинского вуза, поступив в клиническую ординатуру или интернатуру по специальности «эпидемиология».

 

Ключевым вузом Российской Федерации по подготовке специалистов медико-профилактического дела, в частности, эпидемиологов, является Северо-западный государственный медицинский университет им. И.И. Мечникова. Здесь ежегодно готовят наибольшее количество врачей - эпидемиологов в России.

 

Профиль/Специализации

ЕГЭ/испытания

Формы обучения

Срок обучения

Бюджет/

внебюджет

Медико-профилактическое дело

060105

Химия, биология, русский язык

очная

6 лет

Бюджет/

внебюджет

 

Северо-Западный государственный медицинский университет им. И. И. Мечникова организован в октябре 2011 г. в результате слияния двух старейших медицинских учебных заведений Санкт-Петербурга: СПбМАПО и СПбГМА имени И.И. Мечникова.

На новом логотипе Университета обозначены три даты: 1885 – год основания Клинического института Великой княгини Елены Павловны – ЛенГИДУВа – СПбМАПО, 1907 – год основания Психоневрологического института, медицинский факультет которого в 1920 г. был преобразован в самостоятельный вуз – Государственный институт медицинских знаний, далее менявший названия: 2-й Ленинградский медицинский институт, Ленинградский санитарно-гигиенический медицинский институт (ЛСГМИ), СПбГМА имени И. И. Мечникова; и 2011 – год основания СЗГМУ имени И. И. Мечникова.

 

Основная задача интеграции – сохранить традиции как вузовского, так и послевузовского образования. Объединение позволит создать единую программу образовательных процессов, включающую в себя довузовскую часть, затем от вуза к последипломному образованию – весь процесс будет организован по единому стандарту.

  

ПРИЕМНАЯ КОМИССИЯ СЗГМУ им. И.И.Мечникова

ТЕЛ. (812) 543-24-23; ЧАСЫ РАБОТЫ: 9 – 18:00 (пн-пт)

Колл-центр СЗГМУ им И.И.Мечникова – 303-50-00

САЙТ: www.szgmu.ru

E-MAIL: rectorat@szgmu.ru

АДРЕС: ул. Кирочная д.41, ст.м Чернышевская, (пр. Пискаревский д.47)

ТРАНСПОРТ: ст.м Чернышевская, ст.м пл.Ленина

 

ОБЩЕЖИТИЕ: пр. Пискаревский д.47\45 (для иностранных граждан), пр. Светлановский 62\корпус 2 (для граждан РФ).

Прием документов, сроки вступительных экзаменов: с 20 июня по 25 июля, для предоставляющих результаты ЕГЭ, с 20 июня по 10 июля – для абитуриентов, которые сдают вступительные экзамены в Университет. Срок вступительных экзаменов – с 11 июля

ДНИ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ март - апрель (весенние каникулы)

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ продолжительность обучения от 8 до 3 месяцев. Вечерняя, дневная, заочная форма

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter