Формирование компетенций врача XXI века
Профессия врача – одна из немногих профессий, которая требует совершенного владения приемами и способами эффективного общения, как с пациентами, их родственниками, так и с коллегами.
К профессиональной деятельности врача предъявляют все новые требования, главным из которых является компетентность, а компетенции врача 21 века – это не только глубокое биомедицинское знание, но и критическое мышление, способность решать профессиональные задачи в разных ситуациях, стремление к самосовершенствованию.
Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей:
«В 21 веке с его высокими темпами технологизации понятие «софт-скиллс», и вообще, умение общаться, умение прогнозировать свое общение, анализировать свой коммуникативный опыт является тем ключевым моментом, который необходимо формировать, наверное, у всех профессий. И самой актуальной профессией в этом смысле сегодня является самая социальная профессия – это профессия врача».
Деятельность врача – это не только его знания и умения, особенности профессионального мышления, но и личностные качества, умение выстроить диалог. Для студентов 3 курса по специальности «Лечебное дело» в СЗГМУ им. И.И. Мечникова была введена новая дисциплина – «Коммуникативные навыки врача».
При разработке программы использовали опыт европейских коллег по формированию коммуникативных компетенций, обучение навыкам пациент-центрированного общения. Образовательный проект поддержала Европейская комиссия в рамках программы Erasmus+.
Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей:
«Обучение будущего врача определенным тактикам, алгоритмам, механизмам общения поможет ему в будущем минимизировать риски, существующие на сегодняшний день в рамках данной социальной профессии. Целенаправленное, поэтапное формирование коммуникативной компетенции, которое после 3 курса будет логически усилено в процессе прохождения летней практики и последующим курсом, направлено специфически на анализ и адаптацию техник пациент-ориентированного общения».
Кроме того, при разработке занятий учли важный момент – недостаток у студентов профессионального общения с пациентом, и использовали методику виртуального пациента: в ходе просмотра разных сценариев медицинской консультации студенты анализируют действия врача, а система делает вывод, насколько компетентен обучающийся в данной ситуации.
Наталия Геннадьевна Королева
и.о. заведующего кафедрой иностранных языков, менеджер центра развития коммуникативной компетенции, кандидат педагогических наук, доцент, член Европейской Ассоциации преподавателей английского языка для медицинских специальностей:
«Данный набор видеозаписей мы можем представлять нашим студентам как в определенной последовательности для того, чтобы проанализировать все возможные нюансы, так и составить из определённого набора видеофрагментов идеальный или абсолютно неправильный вариант развертывания событий в рамках определенного сюжета. Основой виртуального пациента является валидизированный, выверенный клинический случай».
Структура занятий разработана таким образом, что студенты самостоятельно могут определять цели занятий именно для себя и готовить тот материал, который поможет им развиваться в будущем. В этой дисциплине используют инновационные педагогические подходы – симулирование реальных ситуаций общения в профессиональной среде, коммуникативный разбор ситуации, критическая оценка ошибок, что позволяет студентам самостоятельно спрогнозировать развертывание ситуации общения.
Справка:
Международный образовательный проект «FOstering the doctoR of the 21st century: education for patient-centered communication» (FOR 21)/«Формирование компетенций врача 21 века: обучение навыкам пациент-центрированного общения» (номер грантовой заявки - 619037-EPP-1-2020-1-EL-EPPKA2-CBHE-JP).
Проект создавался и реализовывается в рамках программы Erasmus+ CBHE, нацеленной на поддержку инновационных инициатив университетов разных стран и модернизацию высшего образования.
Проект FOR21 объединил 3 Европейских университета и 6 университетов из стран СНГ:
- Aristotle University of Thessaloniki (Греция)
- University of Leeds (Великобритания)
- University of Oulu (Финляндия),
- Северо-Западный Государственный Медицинский университет имени И.И. Мечникова (Санкт-Петербург),
- Тюменский Государственный медицинский университет (Тюмень),
- НАО «Казахский Национальный медицинский университет имени С.Д. Асфендиярова (Алматы),
- НАО «Медицинский университет Караганды (Караганда),
- Самаркандский государственный медицинский институт (Самарканд),
- Ташкентская медицинская академия (Ташкент).
В рамках проекта будут созданы в университетах центры коммуникативных компетенций с целью модернизации медицинского образования и обеспечения технической и методической поддержки процесса формирования коммуникативной компетенции будущей врачей.
11.01.2021
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter