12 мая — Международный День медицинской сестры

Что на сегодня собой представляет, может и должна представлять медицинская сестра

В День медицинской сестры своими мыслями на эту тему делится с «Вестником СЗГМУ им. И.И. Мечникова» к.м.н., зав. кафедрой гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности им. Э.С.Пушковой Екатерина Сергеевна Лаптева.

Мы живем в эпоху продолжающихся перемен и реформирования в области здравоохранения, и данное реформирование невозможно без реформирования организации работы медицинских сестер со средним и высшим медицинским образованием. Появление специалистов с высшим сестринским образованием, имеющих квалификацию «менеджер», позволило перераспределить функции между различными категориями медицинских работников в соответствии с их компетенциями (трудовыми функциями). Международный совет медицинских сестер определил четыре составляющие профессиональной роли медсестры: укрепление здоровья, профилактика заболеваний, реабилитация и облегчение страданий пациентов. Медицинские работники исполняют эти роли на разных уровнях профилактики. На первичном уровне медсестры содействуют социальной адаптации пациентов, поощряя их к ведению здорового образа жизни и активно привлекая общественность. На вторичном уровне медсестры-менеджеры планируют и осуществляют программы обучения пациентов, адаптации инвалидов, проводят мероприятия по укреплению здоровья и профилактике болезней. На третичном уровне по мере прогрессирования болезни акцент медико-социальной помощи делают на реабилитации и санитарнопросветительской работе с родственниками и пациентом. Медицинские сестры отвечают за координирование плана ухода, составляемого индивидуально.

Отечественная система здравоохранения страдает от несбалансированности медицинских кадров, низкой эффективности использования сестринского персонала в практическом здравоохранении, что существенно сказывается на качестве медицинской помощи. Потенциал медсестер с высшим сестринским образованием используют не в достаточной мере. Этот факт противоречит принятой в 2001 г. «Отраслевой программе развития сестринского дела в Российской Федерации», которая призывает к созданию оптимальных условий для повышения эффективности и усиления роли сестринского персонала в оказании медицинской и медико-социальной помощи населению. Подготовка медицинских сестер с высшим образованием в России позволяет рационально и эффективно использовать их знания и возможности в различных направлениях работы по профилактике и укреплению здоровья населения, в области организации скрининговых, образовательных и исследовательских программ. К методам этой работы можно отнести индивидуальное обучение пациентов и членов их семей знаниям и навыкам, связанным с конкретным заболеванием или здоровым образом жизни, использованием различных форм обучения. Работа по формированию здорового образа жизни, правильному восприятию пациентом изменившегося состояния здоровья требует принципиально новых подходов и более современной и расширенной подготовки специалистов. Потенциал данной категории медицинских работников велик и продолжает расти, после закрытия факультетов высшего сестринского образования в настоящее время продолжает развиваться, как альтернатива ВСО, бакалавриат сестринского дела. Наличие таких специалистов позволяет перераспределить функции в соответствии с их миссией: врачам — заниматься диагностикой и лечением заболеваний, специалистам со средним медицинским образованием — осуществлять уход за больными и медико-психологические мероприятия, а менеджерам — обеспечивать организацию и управление деятельностью медперсонала для наиболее эффективного функционирования лечебно-профилактического учреждения и его подразделений. Качественные преобразования в сестринской практике происходят только там, где есть квалифицированные сестринские кадры, обладающие профессиональной компетентностью в области не только ухода за больными, но и эффективной управленческой деятельности, рационального использования ресурсов и четкой организации работы персонала. Без проведения научных исследований в области сестринского дела невозможно дать обоснованные рекомендации по стратегическим вопросам развития сестринских служб лечебных учреждений, улучшению качества оказания сестринской помощи населению, рациональному использованию кадровых ресурсов, внедрению новых технологий деятельности сестринского персонала и т.д. Научные исследования в области сестринского дела— пока еще необычное, новое и в то же время очень важное направление развития системы здравоохранения страны.

В нашем Университете 99 медицинских сестер с высшим медицинским образованием работают руководителями как клинических структурных подразделений (главная медсестра клиник Университета А.Н.Мартыненко и старшие медицинские сестры клинических площадок и отделений), так и подразделений учебного управления (завучи кафедр), три медицинские сестры имеют ученую степень кандидата медицинских наук: И.Л.Самодова, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, Г.М.Подопригора, доцент кафедры гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности им. Э.С.Пушковой, А.Н.Павлова, доцент кафедры профилактической медицины и охраны здоровья. Наибольшее количество сестер с высшим медицинским образованием сконцентрировано на кафедре гериатрии, пропедевтики и управления в сестринской деятельности им. Э.С.Пушковой. Они ведут несколько направлений деятельности. В частности, преподают основы профессиональной деятельности среднего медицинского персонала студентам специалитета лечебного факультета и ведут их учебную практику (ознакомительную клиническую), курируют производственную практику по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности на должностях среднего медицинского персонала (два года). Для обучающихся на первом курсе медико-профилактического факультета медицинские сестры преподают теорию и формируют умения по учебной ознакомительной клинической практике, а также курируют производственную клиническую практику. В программу бакалавриата по направлению подготовки «Сестринское дело» входят три вида учебной практики — учебная ознакомительная, сестринский уход и манипуляционная — и четыре производственных практики: клиническая, организационно-управленческая, педагогическая, научно-исследовательская работа. Когда студенты выходят на производственную практику, принимающая сторона — сестры с высшим медицинским образованием — менеджеры по управлению сестринской деятельностью. Интеграция обучения и практики в рамках университетского образования — важная составляющая будущей практической деятельности обучающихся с одной стороны, а с другой — аудит качества преподавания и возможности коррекции учебного процесса. Впереди первые практики для студентов, проходящих обучение по остеопатии и мн. др. В преддверии Международного дня медицинской сестры хочу поблагодарить всех сотрудников, причастных к празднику, за поддержку, помощь, коммуникацию в непростом благородном деле. Надеюсь, что не только статус профессии будет признан высоким, но и будущее профессии будет развиваться по спирали с научно доказательной базой исследований, что заставит всех партнеров взглянуть на соратников по-другому.

Поздравляя всех медицинских сестер, хочу сказать, как врач: если бы не окунулась с головой в работу медицинских сестер, возможно, не смогла быть понять, что на сегодня представляет собой, может и должна представлять медицинская сестра. Все ласково зовут тебя сестричкой, ведь для больных ВЫ как свет в окошке: и выслушаешь, и посочувствуешь, готова помочь в любую минуту по первому зову, за руки золотые, за сердце доброе хочу пожелать, чтобы ценили ВАШ нелегкий труд на работе и в семье!

Здоровья! Счастья! Мира!

Материал взят из газеты «Вестник СЗГМУ им. И.И. Мечникова». Читайте выпуск по ссылке.

12.05.2023


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter