Проект «Реформаторы образования»: большое интервью с ректором СЗГМУ им. И.И. Мечникова Сайгановым С.А.
В июне вышел новый выпуск информационно-аналитического журнала «Аккредитация в образовании», героем которого стал ректор Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова, заведующий кафедрой кардиологии им. М.С. Кушаковского, д.м.н., профессор Сергей Анатольевич Сайганов.
_______________________________
РЕДАКЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
«РЕФОРМАТОРЫ ОБРАЗОВАНИЯ. ЭФФЕКТИВНО МЕНЯТЬСЯ И УПРАВЛЯТЬ ИЗМЕНЕНИЯМИ»
Значимым поводом для проектной инициативы стали слова Министра науки и высшего образования РФ В. Н. Фалькова о том, что в России должны появиться 50-70 университетов, дающих образование мирового класса. К этой задаче добавляется и предстоящий переход на новую модель российской высшей школы.
Эти цели означают постановку и решение российской высшей школой и, в первую очередь, корпусом ее ведущих вузов серьезных трансформационных задач. Поэтому уверены, что сегодня крайне важно представить в публичном пространстве «реформаторские кейсы» ректоров с их командами, которые имеют опыт эффективной университетской трансформации и доказали свое лидерство.
_______________________________
«РЕКТОР-ТРАНСФОРМАТОР ДОЛЖЕН ДУМАТЬ О БЛАГОПОЛУЧИИ И ПОТЕНЦИАЛЕ ВСЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ В ЦЕЛОМ И О ТОМ ВКЛАДЕ, КОТОРЫЙ ОНА МОЖЕТ СДЕЛАТЬ В БУДУЩЕЕ РАЗВИТИЕ СТРАНЫ»
В первую очередь, ректор-реформатор должен обладать компетенцией стратегического планирования – правильно ставить цели, решать задачи каждодневной и глобальной значимости, минимизировать риски, вызванные условиями реальной жизни организации, использовать в правильном направлении возможности и своевременно определять перспективы развития.
Вторая компетенция, которая, с моей точки зрения, необходима ректорам-реформаторам сегодня – это способность принимать быстрые решения и не только в рамках своей профессиональной деятельности, но и шире – думать в том числе о благополучии и потенциале всей организации в целом и о том вкладе, который она может сделать в будущее развитие страны.
А третью важную компетенцию я бы назвал так: видеть в большом частное. Иными словами, думать ежедневно, ежечасно о каждом человеке, который работает в Университете – о его профессиональном и жизненном пути, перспективах и ожиданиях.
«ДЕВИЗ СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА – «СОХРАНЯЯ ТРАДИЦИИ – УСТРЕМЛЕН В БУДУЩЕЕ»
Данный девиз отражает интеграцию богатых достижений вузов-предшественников Университета и постоянное развитие, соотносящееся с современными запросами общества.
«УНИВЕРСИТЕТ ВЕДЕТ АКТИВНУЮ РАБОТУ, НАПРАВЛЕННУЮ НА ДИССЕМИНАЦИЮ ЦЕННОСТЕЙ РОССИЙСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ГЛОБАЛЬНОМ РЫНКЕ»
Я бы выделил несколько событий, которые и на сегодняшний день продолжают свое позитивное развитие. В первую очередь, это создание научно-исследовательских лабораторий и научно-исследовательских институтов, активно продвигающих передовые методики диагностики, лечения и профилактики заболеваний. Не могу не сказать о том, что мы единственный медицинский Университет сегодня в России, который запустил три года назад уникальную для нашей страны образовательную программу «Остеопатия» продолжительностью в 5 лет с квалификацией врача-остеопата. Также выделю запуск программы «Стоматология с учетом международных стандартов», которая ориентирована на привлечение зарубежных обучающихся и, в дальнейшем, в стратегическом плане, – на диссеминацию ценностей российского медицинского образования на глобальном рынке.
«МОЕ ГЛАВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ДОСТИЖЕНИЕ НА ПОСТУ РЕКТОРА – ЭТО…»
Создание универсальной, адаптивной и гибкой команды, как на управленческом уровне, так и на уровне профессорско-преподавательского состава Университета.
«СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА – ЭТО ИНТЕГРАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И КЛИНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Целевой моделью университета является создание инновационного учебно-научно-клинического комплекса, отвечающего вызовам медицинской науки и практического здравоохранения за счет формирования центров превосходства по прорывным научным и технологическим направлениям, интеграции образования, науки и клинической деятельности на основе устойчивой научно-исследовательской и инновационной инфраструктуры.
«РАЗРАБАТЫВАЯ ТУ ИЛИ ИНУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ, СОЗДАВАЯ НОВОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ, ПРОЕКТИРУЯ ТО ИЛИ ИНОЕ КЛИНИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ В УНИВЕРСИТЕТЕ, МЫ ПЫТАЕМСЯ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОС: НАСКОЛЬКО ЭТО ВСЕ ПОЛЕЗНО И НЕОБХОДИМО ОБЩЕСТВУ»
В конце прошлого века родилась концепция «тройной спирали», которая представляет собой развитие любого университета как триединства науки, образования и технологических инноваций, и это, действительно, верно. Сегодня СЗГМУ им. И.И. Мечникова растет и развивается именно в этом триединстве, запуская новые востребованные образовательные программы, инициируя и реализуя современные клинические исследования, используя симуляционные технологии подготовки будущих врачей. Мне бы хотелось подчеркнуть, что, трансформируя университет, ректоры–практики должны в первую очередь своевременно определять и учитывать запрос общества и работодателей на необходимые компетенции выпускников, а также предлагать те инновационные продукты, которые могут восполнить уход с рынков зарубежных аналогов и обеспечить новые потребности отрасли.
Именно поэтому разрабатывая ту или иную образовательную программу, создавая новое подразделение, проектируя то или иное клиническое исследование в Университете, мы пытаемся ответить на вопрос: насколько это все полезно и необходимо обществу. Мы поддерживаем тесную связь с нашими потенциальными поступающими и выпускниками, их работодателями, чтобы знать здесь и сейчас, что актуально и что необходимо.
«ВНУТРЕННЯЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ И НЕПРЕРЫВНОСТЬ ПРЕБЫВАНИЯ В МЕДИЦИНЕ, В ПРОФЕССИИ ВРАЧА – ТО КРЕДО, КОТОРАЯ ДОСТАЛОСЬ НАМ ОТ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ, И КОТОРОЕ МЫ ОСУЩЕСТВЛЯЕМ»
Действительно современная история СЗГМУ им. И.И. Мечникова началась относительно недавно: вуз был образован в 2011 году в результате слияния двух старейших образовательных медицинских учреждений России — Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования и Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова.
Однако история наших вузов-предшественников уходит корнями в богатое прошлое. 1885 год, отображенный на современном логотипе Университета, – это год открытия Клинического института Великой княгини Елены Павловны, а 1907 – год открытия выдающимся психиатром В.М. Бехтеревым Психоневрологического института.
СЗГМУ им. И.И. Мечникова выступает прямым продолжателем истории этих выдающихся медицинских институтов, и единая система медицинского образования нашего Университета – от студенческой скамьи до повышения квалификации сложившегося специалиста – продолжает традиции, заложенные нашими предшественниками. Внутренняя целостность и непрерывность пребывания в медицине, в профессии врача – то кредо, которая досталось нам от предшественников, и которое мы осуществляем.
«ТРАДИЦИИ НАУЧНЫХ ШКОЛ, СОЗДАННЫХ ПЛЕЯДОЙ ВЫДАЮЩИХСЯ ДЕЯТЕЛЕЙ, НАХОДЯТ СВОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ В СОВРЕМЕННЫХ ИНСТИТУТАХ СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА»
Современный СЗГМУ им. И.И. Мечникова гордится своей богатой историй вузов-предшественников и большим количеством выдающихся ученых. Не хватит времени и места, чтобы перечислить всех, но выделю основоположников отечественных медицинских направлений, чьи имена на сегодняшний день неразрывно связаны с нашим вузом и отражены в том числе в наименовании кафедр Университета:
· выдающийся кардиолог, основатель и руководитель первой кафедры кардиологии на постдипломном образовании в СССР Кушаковский Макс Соломонович;
· выдающийся хирург, один из основоположников отечественной онкологии, академик АМН СССР Петров Николай Николаевич;
· крупный отечественный нейрохирург, один из основоположников нейрохирургии в СССР Поленов Андрей Львович;
· основатель школы Ленинградской клинической эндокринологии, крупнейший отечественный ученый с мировым именем в области как клинической, так и экспериментальной эндокринологии Баранов Василий Гаврилович;
· выдающийся отечественный микробиолог и миколог, чье имя носит институт микологии Кашкин Павел Николаевич;
· академик, невролог, исследователь проблем наследственности неврологических заболеваний, один из признанных основателей генетики Давиденков Сергей Николаевич;
· основатель хирургической научной школы, один из основоположников сосудистой, эндокринной, советской военно-полевой хирургии Оппель Владимир Андреевич;
· крупный специалист по профилактике стоматологических заболеваний, разработчик первых в мире профилактических зубных паст Федоров Юрий Андреевич;
· один из основоположников отечественной челюстно-лицевой хирургии, пластической хирургии, член-корреспондент АМН СССР Лимберг Александр Александрович;
· выдающийся терапевт, специалист в области патологии и терапии болезней пищеварительной системы, витаминологии, диетологии, член-корреспондент АМН СССР Рысс Симон Михайлович;
· создатель научной школы фармакологов, один из основателей Всемирного союза фармакологов, академик АМН СССР Аничков Сергей Викторович;
· крупный отечественный патофизиолог, член-корреспондент АМН СССР, РАМН, РАН Симбирцев Семен Александрович;
· крупный отечественный биохимик, исследователь широкого спектра проблем воздействия токсических веществ, космофизических воздействий, лазерного облучения, электромагнитных полей, вибрации, шума, продуктов микробиологического синтеза Соколовский Виктор Владимирович;
· один из создателей службы анестезиологии и реаниматологии в Ленинграде и в СССР Ваневский Владимир Львович;
· выдающийся русский хирург первой половины XX века Греков Иван Иванович;
· русский хирург XIX в., одним из первых в Европе начал разрабатывать хирургию желчных путей, одним из пионеров асептики в России Монастырский Нестор Дмитриевич.
Традиции научных школ, созданных плеядой выдающихся деятелей, находят свое продолжение в современных институтах СЗГМУ им. И.И. Мечникова – Институте сердца и сосудов, Институте стоматологии, Институте остеопатии и интегративной медицины, а также во многих научных проектах и исследованиях.
«ЕЖЕДНЕВНО НАШ ВУЗ ДЕМОНСТРИРУЕТ ВЫСОКУЮ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПО НАУКОМЕТРИЧЕСКИМ ПОКАЗАТЕЛЯМ»
Это и публикационная активность, число цитирований публикаций, и количество издаваемых вузом научных журналов, привлекаемых грантов на исследования и т.д. Здесь подчеркну, что положительная динамика развития университетского научно-исследовательского сектора, в том числе его финансового обеспечения, возможно только на основе реальной востребованности обществом результатов интеллектуальной деятельности.
Так, например, на базе НИИ медицинской микологии им. П.Н. Кашкина СЗГМУ им. И.И. Мечникова создан Микологический референс-центр Минздрава России, а в 2023 в его структуре нашими специалистами организован Центр телемедицинских консультаций по диагностике и лечению грибковых заболеваний, где проводится мониторинг резистентности грибковых патогенов к антимикотикам из всех регионов страны.
Также в университете действует ряд малых инновационных предприятий, работа которых обеспечивается научно-клиническим составом вуза. В рамках МИП наши научные разработки получают возможность монетизации, а значит и привлечения дополнительного финансирования НИР.
Кроме того, мы отладили систему финансового поощрения сотрудников вуза за достижения в науке. Активно привлекаем в сферу исследований и разработок молодежь – третий год подряд вузу удается войти в число победителей конкурса грантов Минобрнауки России на развитие студенческого научного общества. В 2023 году, при поддержке Минобрнауки РФ, Университет провел для молодых ученых масштабный «Фестиваль науки». Также мы организуем обучение студентов технологическому предпринимательству, благодаря чему они уже выиграли 5 млн. рублей на свои разработки в конкурсе «Студенческий стартап».
Таким образом, целенаправленная работа по привлечению конкурсного финансирования – один из приоритетов нашего университета.
«ВЫСОКИЙ УРОВЕНЬ ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОГО СОСТАВА, А ТАКЖЕ НАЛИЧИЕ СОБСТВЕННОЙ КЛИНИЧЕСКОЙ БАЗЫ – ВСЕ ЭТО, БЕЗУСЛОВНО, ВАЖНЫЕ СЛАГАЕМЫЕ КАЧЕСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ НАШИХ СТУДЕНТОВ»
Наш Университет является одним из востребованных медицинских вузов как Санкт-Петербурга, так и России. Мы отмечаем большой конкурс не только на бюджетные места, но и на платные, что является важным механизмом отбора наиболее мотивированных студентов с высокими баллами.
Так, например, в 2021 году в наш Университет по направлениям подготовки специалитета и бакалавриата было подано 12 912 заявлений, что уже свидетельствовало о крайне высокой популярности учебного заведения, однако в 2023 году эта цифра увеличилась до 15 541 заявлений. Конкурс на бюджетные места по направлению подготовки «Лечебное дело» в 2022 году равнялся 9,72, а в 2023 году – уже 12,2 человека на место. Традиционно отмечается и положительная динамика конкурса на стоматологический факультет: со 148,6 человека на место в 2022 году до 179,6 человека на место в 2023 году.
Следующий фактор, работающий на повышение качества образования в университете, – это внедренная и действующая балльно-рейтинговая система оценивания результатов обучения, где каждый студент видит свои финальные цели обучения и траекторию образования. Таким образом мы стараемся мотивировать и поддерживать успехи и достижения студентов: учебные, внеучебные и научные достижения влияют на уровень стипендии и, конечно, обучающийся стремится учиться отлично, зная, что будет вознагражден.
Наши студенческие команды выигрывают олимпиады по дисциплинам, участвуют в мероприятиях спортивной и культурной направленности, с удовольствием занимаются волонтерством и пропагандируют здоровый образ жизни. Младшие курсы перенимают позитивный опыт старших курсов и стремятся учиться достойно.
Не могу не отметить и высокий уровень профессорско-преподавательского состава, а также наличие собственной клинической базы – все это, безусловно, также важные слагаемые качественного обучения наших студентов.
«НАШ УНИВЕРСИТЕТ СТАРАЕТСЯ ИДТИ В НОГУ СО ВРЕМЕНЕМ И ПРИНИМАЕТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПОЯВЛЯЮЩИХСЯ НОВЫХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ»
Действительно, Институтом остеопатии и интегративной медицины СЗГМУ им. И.И. Мечникова была проделана большая работа: в 2021 году (кафедрой остеопатии, заведующим которой является Д.Е. Мохов – главный внештатный специалист по остеопатии Минздрава РФ), в соответствии с новыми ФГОС была разработана образовательная программа, получена лицензия и в 2022 году наш университет – первый в России – начал обучение по остеопатии на уровне специалитета. А уже в новом 2024/25 учебному году мы – и вновь единственные в России – имеем бюджетные места на данную специальность (4 места).
Кроме того, университет открывает новые специальности ординатуры. Так, с этого учебного года будет осуществляться прием по новой программе ординатуры 32.08.15 «Медицинская микробиология», где есть возможность обучаться на бюджетной основе (35 мест) по актуальной востребованной программе. С 2023 года начали прием на программу 31.08.17 «Детская эндокринология», а с 1 сентября 2024 года открывается прием по программе 31.08.78 «Физическая и реабилитационная медицина».
Помимо программ ординатуры, университет занимается разработкой новых образовательных программ специалитета: 30.05.02 «Медицинская биофизика» и 30.05.03 «Медицинская кибернетика».
Также прорабатывается вопрос разработки программы с двойной квалификацией, в рамках которой студенты СЗГМУ им. И.И. Мечникова смогут получить широкий спектр профессиональных компетенций и освоить сразу 2 специальности.
Одной из последних разработок университета можно считать интегрированную образовательную программу специалитета по специальности 31.05.01 «Лечебное дело». Особенностями данной программы, прием на которую начнется с 1 сентября 2024 года, являются: модульное построение учебного плана (14 модулей), интеграция базовых и фундаментальных дисциплин и внедрение их в практическую подготовку, практико-ориентированная программа с клинической практикой на 6-м курсе, наличие научного компонента в виде подготовки научного исследования (научно-проектная деятельность), а также дополнительные возможности для формирования индивидуальной образовательной траектории (ИОТ) за счет элективных дисциплин по профильным направлениям клинической медицины.
Кроме того, говоря о медицинском образовании, нельзя не упомянуть и о такой привлекательной и перспективной, гарантирующей трудоустройство форме, как целевое обучение. В СЗГМУ им. И.И. Мечникова только в прошлом, 2023 году, было зачислено 290 целевиков из различных регионов России.
«В НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ АКТИВНО РАЗВИВАЕМ ПРОГРАММЫ АКАДЕМИЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ И СОТРУДНИЧАЕМ СО МНОГИМИ ВЕДУЩИМИ ЗАРУБЕЖНЫМИ МЕДИЦИНСКИМИ ВУЗАМИ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ОБМЕНА ОПЫТОМ, НО И С ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ НОВОГО, ВОСТРЕБОВАННОГО ПРОДУКТА НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ РЫНКЕ»
Я искренне верю, что СЗГМУ им. И.И. Мечникова будет и в будущем престижным и востребованным Университетом в мировом академическом сообществе, так как именно благодаря синергетическому эффекту «тройной спирали», о которой я говорил в начале интервью, мы достигли высоких показателей по всем направлениям деятельности. Это отразилось, в том числе, и на достойном представлении нашего вуза в национальных и мировых рейтингах, включая QS University Rankings, Times Higher Education, Forbes, RAEX и других.
Мы предпринимаем попытки, на мой взгляд, достаточно успешные, по созданию гибких и адаптивных образовательных программ для граждан зарубежных государств. Ведь важно, чтобы их квалификации оказались востребованными в любой стране мира. Например, в 2022 году мы запустили программу «Стоматология с учетом зарубежных стандартов для иностранных обучающихся», в 2020-м возобновили «Лечебное дело на английском языке», а в настоящий момент активно развиваем программы академической мобильности и сотрудничаем со многими ведущими зарубежными медицинскими вузами не только для обмена опытом, но и с целью создания нового, востребованного продукта на образовательном рынке.
«НАШИ УСИЛИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НАПРАВЛЕНЫ НЕ ТОЛЬКО НА РАЗВИТИЕ УНИВЕРСИТЕТА, НО ТАКЖЕ, БЕЗУСЛОВНО, И НА ВНЕСЕНИЕ ВКЛАДА СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА В УСИЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА СТРАНЫ»
Текущий 2024 год был объявлен Президентом Российской Федерации «перекрестным годом культур России и Китая». В этом контексте наши усилия стратегического планирования направлены не только на развитие университета, но также, безусловно, и на внесение вклада СЗГМУ им. И.И. Мечникова в усиление потенциала страны. Мы начали сотрудничество с Харбинским медицинским университетом несколько лет назад в области академического и научного обмена. Установив крепкие связи и определив единые цели, сгенерировали научное исследование совместно с Государственным фондом естественных наук Китая и Российским научным фондом. Тема исследования: «Противогрибковый эффект малых РНК пробиотиков, молекулярный механизм их переноса в царство Fungi и гибели патогенных грибов». Подчеркну, что данный проект характеризуется социальной значимостью его результатов. В частности, в ходе работы будут получены детальные сведения о структуре вагинального микробиома, ассоциированного с развитием РВВК, изменениях его микроэкологии, ключевых молекулах, определяющих гомеостаз биома и взаимодействия между его отдельными представителями (грибы, бактерии).
Что нам принес данный совместный проект? Прежде всего, отмечу не только его прикладную научную ценность, но и ценность гуманитарную – ведь без синергии усилий научных школ разных стран и культур сегодня невозможно создать полезную и применимую для любой области жизнедеятельности технологию.
МЫ ФОРМИРУЕМ НОВОЕ ПОКОЛЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ, ВОВЛЕЧЕННЫХ В ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, КАК ОТВЕТ НА СУЩЕСТВУЮЩИЙ В СТРАНЕ ЗАПРОС НА УСКОРЕННОЕ ВНЕДРЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ РАЗРАБОТОК В НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ
Наши обучающиеся активно участвовали в акселерационной программе СПбГЭТУ «ЛЭТИ», призванной ускорить развитие инновационных разработок. Благодаря межвузовской кооперации удалось сформировать команды, в состав которых вошли медики и программисты. Все пять проектов наших студентов, получивших грантовую поддержку Фонда содействия инновациям, направлены на внедрение информационных технологий в здравоохранение – это использование искусственного интеллекта для диагностики заболеваний, телемедицинские сервисы, онлайн-тренажеры. Только междисциплинарное взаимодействие позволяет реализовать такие проекты! Таким образом, мы формируем новое поколение молодых ученых, вовлеченных в технологическое предпринимательство, как ответ на существующий в стране запрос на ускоренное внедрение отечественных разработок в национальную экономику.
_______________________________
Материал взят из выпуска №3 (151) '2024 информационно-аналитического журнала «Акредитация в образовании».
25.07.2024
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter