Система мониторинга удовлетворенности качеством образовательного процесса

 

ТРЕБОВАНИЯ К ВНУТРИВУЗОВСКИМ СИСТЕМАМ ГАРАНТИЙ КАЧЕСТВА

  • Наличие стратегии (политики, целей и задач) гарантии качества образования
  • Наличие системы мониторинга и коррекции образовательных программ
  • Оценка достижений студентов 
  • Оценка квалификации преподавательских кадров
  • Оценка достаточности и доступности учебных ресурсов
  • Наличие информационной среды в ВУЗе
  • Информирование общественности о качестве образования в ВУЗе

 

ВНУТРИВУЗОВСКИЕ СТАНДАРТЫ ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГАРАНТИИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. Наличие стратегии (политики, целей и задач)

 

Политика (утверждена приказом от 08.08.2012 № 1815-О) и отражает:

  • стратегию Университета в отношении качества и стандартов
  • организацию системы гарантии качества
  • обязанности кафедр, факультетов, институтов и других структурных подразделений, и персонала в отношении гарантии качества
  • участие обучающихся в процедурах гарантии качества
  • методы, с помощью которых реализуется политика, осуществляется ее контроль и пересмотр.

 Политика имеет официальный статус и доступна для общественности 

 Цели и задачи по качеству Университета разрабатываются ежегодно. Каждое подразделение, руководствуясь ими, разрабатывает свои цели и задачи подразделения.

(N:\Файловое_хранилище\04_Учебная_работа\10_Отдел_мониторинга\1_Система_менеджмента_качества)

  1. Разработка и утверждение образовательных программ
  • Наличие процедур для разработки и утверждения своих программ (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП)
  • Программы должны соответствовать установленным требованиям (ФГОС 3+, ФГОС 3++)
  • Обучающиеся должны участвовать в разработке программы (Положение о Совете обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утвержденное приказом от 28.02.2017 № 337-О)
  • Учебная нагрузка обучающихся четко определена в соответствии с учебной нагрузкой
  • Определены места прохождения производственной (клинической) практики
  • Наличие официальных утверждений программы, рецензии внешних экспертов и работодателей
  1. Студентоцентрированное обучение и оценка
  • Стимулирование студентов к активной роли в совместном построении образовательного процесса (ежегодный мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного, воспитательного процессов, антикоррупционной деятельностью, качеством преподавания, качеством практики, преподаваемыми ОП) 
  • Уважение и внимание к различным группам обучающихся и их потребностям, возможность гибких траекторий обучения
  • Использование разнообразных педагогических методов с обратной связью (не менее 5% интерактивных методов обучения по каждой образовательной программе, симуляционные технологии и т.д.)
  • Укрепление взаимного уважения преподавателя и студента
  • Наличие соответствующих процедур реагирования на жалобы обучающегося (Положение и состав комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, а также конфликта интересов работников ФГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утвержденное приказом от 31.03.2014 № 184-О; актуальный состав комиссии, утвержден приказом от 13.09.2022 № 1823-О «О внесении изменений в приказ от 31.03.2014 № 184-О)
  1. Прием, успеваемость, признание и сертификация
  • Наличие опубликованных и последовательно применяемых правил всего «жизненного цикла» обучающегося
  • Прозрачные критерии приема обучающихся
  • Процесс инициирования обучающихся через знакомство с Университетом и программой (День открытых дверей, День основателей Университета, научно-практические конференции, День первокурсника, открытые занятия на кафедрах, форумы)
  • Наличие инструмента для сбора, мониторинга и последующего взаимодействия с информацией об академической карьере обучающихся
  • Организация и проведение выпуска с выдачей документов, подтверждающими полученную квалификацию, включая достигнутые результаты обучения (Положение о порядке проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России , утверждено приказом от 31.08.2022 № 1708-О;  Положение о порядке проведения итоговой аттестации по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России, утверждено приказом от 31.08.2022 № 1707-О) 
  1. Преподавательский состав
  • Преподаватель главный в создании высококачественного обучения
  • Объективные и прозрачные критерии приема сотрудников на работу, назначения на должность, повышения по службе и увольнения, что гарантирует компетентность своих преподавателей (Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01.2011 N 1н (ред. от 25.01.2023) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приказ Минздравсоцразвития России от 23.07.2010 N 541н (ред. от 09.04.2018) "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37) (ред. от 27.03.2018), требования к квалификации для замещения должностей отражены в соответствующих должностных инструкциях Университета, а также в Правилах внутреннего трудового распорядка)
  • Обеспечение возможности карьерного роста и профессионального развития профессорско-преподавательского состава, в том числе результаты опроса коллег и обучающихся (мониторинг удовлетворенности качеством преподавания, циклы повышения квалификации, приказы по аттестации ППС)
  • Создание благоприятных условий для качественной работы преподавателей (приказ от 30.10.2020 № 2059-О «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России (редакция 2020 года)»)
  • Поощрять научную, клиническую деятельность для укрепления связи между обучением и наукой и клинической деятельностью
  • Поощрять инновационные методы преподавания и использование передовых технологий (эффективный контракт, премии, гранты)
  1. Образовательные ресурсы и система поддержки обучающихся
  • Наличие достаточных и соответствующих целям учебных ресурсов и служб поддержки обучающихся (Приказ от 31.08.2020 № 1578-О "Об утверждении Правила внутреннего распорядка обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России")
  • Наличие действующей системы кураторства, наставничества
  • Наличие системы мобильности студентов и преподавателей (приказ от 29.05.2017                        № 968-О от «Об утверждении положения об академической мобильности обучающихся ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России», приказ от 26.02.2018 № 288-О «Об утверждении Положения о порядке направления работников ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России в служебные командировки (в новой редакции)»)
  • Обеспечение профессионализма сотрудников и возможности для повышения их квалификации
  1. Управление информацией
  • Наличие процедур для сбора и анализа информации о своих программах и деятельности Университета, использование полученных результатов на улучшение (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.04.Реализация учебного процесса и анализ результатов)
  • Индикаторы деятельности Университета 
  • Сведения о контингенте студентов
  • Уровень успеваемости, достижения студентов и их отчисление
  • Доступность образовательных ресурсов и служб поддержки студентов
  • Трудоустраиваемость выпускников 
  1. Информирование общественности
  • Наличие официального сайта Университета (http://szgmu.ru)
  • Наличие доступной информации об образовательных программах, включая ожидаемые результаты, оценочные процедуры, учебные возможности, возможности трудоустройства выпускников 
  1. Мониторинг и периодическая оценка программ
  • Наличие университетской системы мониторинга
  • Периодическая оценка и пересмотр программ (СМК-ДП-ОП.01.01.02.Проектирование и разработка ОП, СМК-ДП-ОП.01.02.01.Проектирование и разработка ОП)

Мониторинг образовательных программ:

 

  • Соответствие аккредитационным требованиям
  • Содержание программ в свете последних достижений науки
  • Соответствие изменяющимся потребностям общества
  • Нагрузка, успеваемость, выпуск студентов
  • Эффективность процедур оценивания студентов
  • Ожидания, потребность, удовлетворенность студентов обучением по программе
  • Образовательная среда и служба поддержки и их соответствия целям программы
  1. Периодические процедуры внешней гарантии качества
  • Регулярное участие в процедурах внешней гарантии качества
  • Надзорные аудиты и процедуры ресертификации Системы менеджмента качества Университета
  • Профессионально-общественная аккредитация образовательных программ
  • Общественная аккредитация Университета
  • Олимпиадное движение обучающихся
  • Различные формы и направления процедур разных уровней (отдельные программы, факультеты, кафедры)
  • Способность Университетом продемонстрировать эффективность процедур внутренних гарантий качеств