Традиционно мы считаем заботу о детях и подростках одной из важнейших задач. 1 июня отметили Всемирный День защиты детей, 27 июня – День молодежи России. Должное место уделили здоровому образу жизни и профилактике заболеваний. Но праздник праздником, а обеспечение здоровья и безопасности детей требует каждодневной работы. Она, безусловно, ведется. Причем, уже с учетом мировой практики, ставшей достоянием для всех, кто обеспокоен состоянием здоровья подрастающего поколения. Причем фокус такой работы в последние десятилетия переместился в школу, высветив не только санитарно-эпидемиологические аспекты безопасности, но и социальные.

 

«Быть здоровым, чтобы учиться! Учиться быть здоровым!»

Это лозунг, под которым сегодня работает сеть Школ здоровья в Европе. И началась эта работа более двадцати лет назад. В движение включились 34 тысячи европейских школ, а в некоторых странах, например, в Шотландии – 100% учебных заведений. Идея уверенно шагает по планете, вовлекая все новых и новых энтузиастов и, что особенно важно, предлагая отработанные инструменты организации этой работы на местах. Инструменты, которые подсказывает опыт работы и научные исследования.

«Мы говорим не об обучении, а о школьной среде. Не о знаниях школы, а о  жизненных компетенциях», - подчеркнул руководитель Европейской сети школ здоровья Хофф Бейз из Нидерландов, выступая на IV Всероссийском конгрессе с международным участием по школьной и университетской медицине, который состоялся на базе нашего Университета в середине мая.

Так что же из себя представляет система европейских школ здоровья? Сеть Школ здоровья в Европе руководствуется вполне определенной концепцией здоровья и благополучия человека, основанной на Конвенции ООН по правам ребенка. Сами представители движения говорят, что это - одна из ведущих международных сетей по сохранению и укреплению здоровья в школе, которая является неотъемлемой частью политики в секторах образования и здравоохранения Европы и поддерживается тремя международными организациями: Советом Европы, Европейским комитетом и Европейским региональным бюро ВОЗ.

Платформа эта формировалась не так быстро и легко, как хотелось бы ее создателям. Понадобились большие усилия, чтобы обосновать ее эффективность, вовлечь в ее становление огромное число заинтересованных лиц. «Все это требует взаимодействия учреждений системы здравоохранения, правительственных и общественных организаций, родителей и учеников. Наша сеть - взаимодинамичное движение и мне очень интересно, как эта модель будет работать в России», - признался Бейз.

 

Греческое наследие

Первая конференция в сети развития школ здоровья состоялась в Греции, в 1997 году. Именно тогда были сформулированы базовые принципы работы таких школ, которые сохранились до сих пор. Символично, что произошло это в Греции, считающейся родиной демократии. И, конечно, первый принцип имеет прямое отношение как раз к этому завоеванию цивилизации.

Второе принципиальное требование - равный доступ всех учащихся к образованию и здоровью. Приветствуется разнообразие, наличие неординарных учебных программ. По мнению Бейза, очень важен компонент обучения учителей. Когда учитель не вовлечен в процесс развития школ, об эффективности их работы говорить не приходится. Не менее важен такой компонент, как измерение успеха. Насколько эффективно осуществляется взаимодействие школьного здравоохранения и образования. Ответственность и за то, и за другое дает отличный результат. Немаловажный фактор – взаимодействие с родителями. В этом видится большой потенциал, который позволит учащимся стать активными гражданами. Особое внимание – принципу устойчивого развития.

Хофф Бейз комментирует этот последний принцип так: «Надо понимать, что наши школы здоровья – не краткосрочный проект. Он рассчитан на долгие годы вперед. Работа в школах происходит постоянно, каждый компонент школы здоровья окружает ребенка и воздействует на него. Результаты станут очевидными через 5-7 лет.

Школа – это учреждение, в котором деятельность по охране здоровья учащихся и формированию у них мотивации к ведению здорового образа жизни дополняет образовательные задачи и становится не менее приоритетной. Школы, содействующие сохранению и укреплению здоровья, помогают учащимся овладевать общими и специальными знаниями, навыками понимания, анализа и синтеза информации, умениями находить варианты решений проблем.

Европейские школы здоровья сегодня работают в 43 странах. Очень серьезно сеть относится к мониторингу и оценке их эффективности. Рассматривается большое количество областей: физическое развитие, гигиена, включая питание, безопасность окружающей среды, социальное здоровье и многое-многое другое.

«На нашем сайте вы можете посмотреть, как осуществляется управление школой: стиль управления - важный момент», - утверждает Бейз. – Мы оцениваем психическое и эмоциональное здоровье, организацию здорового питания и физической активности, предупреждение злоупотребления наркотическими веществами. Мы точно знаем, Школы здоровья в Европе способствуют тому, что дети становятся более здоровыми, более успешными в учебе, учителя испытывают удовлетворение от своей работы, улучшается атмосфера в школе, есть четко зафиксированная на бумаге политика, которая позволяет действовать эффективно при чрезвычайных ситуациях. И, в конечном счете, школа приобретает привлекательный имидж, что сказывается на ее рейтинге.

 

Хофф Бейз: «Россия очень хорошо вписывается в этот контент!»

«Россия очень хорошо вписывается в этот контент», - подчеркнул руководитель Европейской сети школ здоровья, и пригласил россиян к продолжению сотрудничества. –Российские школы могут воспользоваться европейскими рекомендациями и освоить шаги, которые позволят обеспечить качество работы школ здоровья на всех этапах.

Наши отечественные школы здоровья вполне конкурентоспособны. Их начали создавать еще в 90-е годы прошлого столетия. С 1996 года их активно поддерживает НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН. Директор института, член-корреспондент РАМН, профессор, доктор медицинских наук, Председатель Всероссийской общественной организации «Российское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья» (РОШУМЗ) Владислав Ремирович Кучма рассказал, что первый форум российские специалисты в области детской профилактической медицины провели еще в 2000 году. В 2008-м была одобрена концепция, которая максимально приближена к европейской. Конференция, которая прошла в Москве годом позже собрала уже 13,5 тысяч представителей школ, которые занимаются здоровьем детей. В апреле 2014 года НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГБУ «Научный центр здоровья детей» РАМН подписано соглашение о сотрудничестве и совместной научно исследовательской работе с сетью европейских школ здоровья, и в рамках этого сотрудничества уже ведется активная деятельность – информационная, консультативная, организационная.

Оценка школ здоровья позволила сделать вывод, что не везде громкое слово школа здоровья отвечает реальному положению вещей. Пока большая часть этих школ идут по пути содействия оздоровлению. Треть вышла на следующий этап, и пропагандирует здоровый образ жизни. И только три процента школ могут показать свою деятельность, которая приносит плоды. Вот эти школы и являются флагманами, на которые стоит равняться остальным. Желание работать есть у многих педагогов и специалистов школьной медицины, есть инструментарий и, вероятно, положительные результаты не заставят себя долго ждать. Московский центр, где осуществляется координация этой работы, только что объявил конкурс на лучшую российскую школу здоровья, итоги которого будут подведены 7 апреля 2015 года, во Всемирный день здоровья.

Остается верить, что успехи обязательно будут. Ведь, как утверждал Мерфи, «любое устройство, включенное в сеть, работает лучше».

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter