1.                     ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ:

 

Кафедра общественного здоровья и здравоохранения была создана Захарием Григорьевичем Френкелем в 1919 году (кафедра общественной медицины).  З.Г. Френкель возглавлял кафедру в течение 30 лет (до 1949 г.), являясь одним из основоположников социальной гигиены в стране, основателем социальной геронтологии и медицинской демографии.

Большая роль принадлежит З.Г. Френкелю в учреждении Ленинградского общества гигиенистов и санитарных врачей (1924 год), которое решало следующие проблемы: вопросы здравоохранения и санитарного благоустройства Ленинграда и области, строительства учреждений охраны материнства и младенчества, вопросы построения единой системы здравоохранения на профилактических началах, реорганизация подготовки медицинских кадров в связи с открытием санитарных факультетов, организационных форм объединения больничной помощи и амбулаторно-поликлинического обслуживания населения, вопросы борьбы с туберкулезом, алкоголизмом.

Начиная с 30-х годов, параллельно с педагогической работой, З.Г. Френкель руководил рядом научно-исследовательских учреждений: сектором гигиены института экспериментальной гигиены, ученым советом научно-исследовательского института коммунального хозяйства, консультационным советом отдела благоустройства, организационно-методическим отделом научно-исследовательского санитарно-гигиенического института.

Когда началась война, З.Г. Френкелю исполнился 71 год, однако у ученого ни на минуту не возникала мысль об эвакуации из города. Захарий Григорьевич остался на своем посту в осажденном Ленинграде, продолжая трудиться. С 1 августа 1941 года во II Ленинградском медицинском институте начался напряженный учебный процесс, в экстренном порядке готовился выпуск старших курсов. Почти ежедневно  З.Г. Френкель читал лекции в больнице имени И.И. Мечникова, вел занятия по всем отраслям здравоохранения и избранным разделам санитарного дела и благоустройства. В самые тяжелые дни блокады Ленинграда кафедра социальной гигиены института не прекращала своей деятельности. Регулярно проводились кафедральные совещания, на которых обсуждались вопросы перестройки программы преподавания в соответствии с запросами военного времени.

В период Ленинградской блокады З.Г. Френкель продолжал работать, пока хватало сил, пешком проделывал многие километры по улицам, покрытым ледяной коркой и снежными сугробами, чтобы добраться до института в своих автобиографических записках он пишет: «Много раз для того, чтобы попасть на кафедру … в Мечниковскую больницу…приходилось проделывать пешком путь более чем в 10 километров (и столько же обратно). В общей сложности это требовало не менее 4-5 часов пешеходного марша…при возвращении пешком 19 декабря в морозный вечер почувствовал головокружение и на время потерял сознание. Отлеживался в снегу. Через несколько часов дошел до дома…Потерял более 20 килограммов веса…Отекли ноги…». 24 декабря: «…двигаться трудновато. Ноги слабо держат и худо действуют. Сон потерял. Но голова работает без устали. Планы для работ рождаются, развертываются. Оформляются…Завтра 25 декабря. Если доживу, буде мне полных 72 года…».

В таких тяжелых условиях военного времени З.Г. Френкель, вынужденный оставаться дома из-за болезни, продолжает вести научную работу. Исследование «Санитарно-демографический очерк Ленинграда за полстолетия (1892-1942)» включает анализ причин ранней детской смертности в Ленинграде на основе демографических материалов, пути снижения детской смертности и систему мероприятий по профилактике пагубного влияния периода войны на поколение. В 1942 году З.Г. Френкель снова активно включается в научно-педагогический процесс, выступает с докладом «О задачах здравоохранения в борьбе с санитарно-демографическими последствиями войны» на научной конференции II ЛМИ. В это же время З.Г. Френкель работает в Государственной экзаменационной комиссии санитарного факультета в качестве ее председателя, участвует в заседаниях Ученого совета института, ведет консультативную деятельность. В первые послевоенные годы он читает лекции студентам лечебного и санитарного факультетов, проводит глубокий анализ обнаруженных в ходе экзаменов недостатков в преподавании гигиенических дисциплин.

С самого основания Академии медицинских наук СССР З.Г. Френкель является действительным ее членом по отделению гигиены, микробиологии и эпидемиологии как крупнейший специалист в области социальной и коммунальной гигиены, демографии и геронтологии. Осенью 1949 года З.Г. Френкель оставляет педагогическую деятельность в санитарно-гигиеническом медицинском институте, а через три года и в Институте для усовершенствования врачей. Он занимается только научной деятельностью и обширной консультативной работой.

Большой интерес представляет его оригинальная монография «Удлинение жизни и активная старость» (1945 год), не имевшая равных ни в отечественной, ни в мировой литературе. Автор рассматривает удлинение жизни не как добавку нескольких лет спокойного существования, а как активную старость с общественно-полезной работой. Не отрицая роли патофизиологических и биологических законов старения, решение проблемы долголетия он видел в направленных социальных и экономических преобразованиях. Не эликсиры долголетия, операции омоложения, а здоровый труд и быт, подлинная охрана материнства и детства, особая забота о детях и молодежи, правильное физическое и умственное воспитание - вот путь к долголетию.

В 1945 г. одним из первых в стране проф.З.Г.Френкель был избран академиком АМН СССР, в 1946 г. ему было присвоено звание заслуженного деятеля науки РСФСР.

На кафедре общественного здоровья и здравоохранения в годы Великой Отечественной войны работали:

профессор Б.М. Сигал, доцент В.А. Елизаров, доцент Н.Т. Литовченко, ассистент Л.Я. Коловский.

 

2.                     СВЕДЕНИЯ О ПРОВОДИМОЙ НА КАФЕДРЕ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ:

 

НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ:

2.1. Формирование и развитие системы духовно-нравственных и культурных знаний и ценностей.

Обоснование:

- формирование общекультурных компетенций студентов 1 курса во время обучения дисциплине «История медицины»;

- формирование этико-деонтологических взглядов выпускников через изучение раздела История медицинской этики и деонтологии по дисциплине «История медицины»;

- формирование духовно-нравственных ценностей выпускников во время работы в студенческом научном обществе кафедры общественного здоровья и здравоохранения с 1 по 6 курсы;

- развитие системы культурных знаний и духовно-нравственных ценностей выпускников путем участия в волонтерском движении студенчества России.

Мероприятия:

- создание учебно-методического сопровождения дисциплины «История медицины», включающей изучение вопросов истории медицинской этики и деонтологии;

- создание базы учебных видеофильмов, посвященных героизму ученых-медиков;

- проведение учебных семинарских занятий в учебном музее истории СПбГМА им. И.И. Мечникова, музее СПбМАПО;

- индивидуальная работа с успевающими студентами в рамках СНО кафедры общественного здоровья и здравоохранения;

- индивидуальная работа со студентами в рамках организации волонтерского движения студенчества;

- организация и проведение смотра конкурса плакатов, посвященных 70-летию Победы в Великой Отечественной войне среди студентов 1 курса;

- организация работы студенческого научного общества по Истории медицины, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (подготовка докладов и публикаций по деятельности ученых СЗГМУ им. И.И Мечникова в годы Великой Отечественной войны, участие в научной конференции «70-летию Победы в Великой Отечественной войне посвящается: подготовка врачей санитарной службы в блокадном Ленинграде»).

 

2.2.             Формирование здоровьесберегающей среды и здорового образа жизни.

Обоснование:

- формирование общекультурных и профессиональных компетенций выпускников в области здоровьесберегающего поведения в рамках дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение» (раздел Здоровый образ жизни. Формы и методы пропаганды здорового образа жизни);

- формирование профессиональных компетенций выпускников во время работы в студенческом научном обществе кафедры общественного здоровья и здравоохранения при проведении студентами медико-социологического исследования по изучению здоровья и факторов риска здоровью различных групп населения.

Мероприятия:

- создание учебно-методического сопровождения дисциплины «Общественное здоровье и здравоохранение», включающей изучение раздела о здоровом образе жизни;

- групповая и индивидуальная работа со студентами по изучению форм и методов пропаганды здорового образа жизни, организация работы по вовлечению студентов старших курсов в чтение лекций студентами по пропаганде здорового образа жизни среди населения;

- индивидуальная работа со студентами, ординаторами, аспирантами по проведению медико-социологического исследования по изучения здоровья, качества жизни и факторов риска здоровью различным группам населения.

 

Использованы материалы, созданные с участием сотрудников кафедры общественного здоровья и здравоохранения:

1.     Больница Петра Великого / А.В. Шабров, В.П. Романюк. – СПб., 2001. – 328 с.

2.     Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова / А.В. Шабров, В.П. Романюк. – СПб., 2006. – 1-2 том. 504 с., 832 с.

 

 

Заведующий кафедрой общественного

здоровья и здравоохранения, профессор                            В.С. Лучкевич