АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВОМ ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. МЕЧНИКОВА за 2017 год
1. Анализ достижения целей
Анализ выполнения Политики в области качества и стратегических целей ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова в области качества, установленных на 2017 год, показал следующие результаты:
Продолжено развитие системы управления университетом.
- Продолжена реструктуризация университета в соответствии с новыми условиями и установленными задачами.
- Обновлена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2015 г., оптимизирована процессная модель и соответствующая документированная информация.
- Продолжено улучшение системы мониторинга процессов, оценки качества образовательной деятельности и анализа удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон.
- Продолжена модернизация информационной системы управления университетом.
- Совершенствовались подходы к анализу и оценке внутренней и внешней среды университета на основе инструментов качества, методов стратегического анализа и управления рисками.
- Проведена работа по формированию риск-ориентированного мышления в управлении вузом.
Модернизация образовательной деятельности университета осуществлена по следующим направлениям:
- Выполнено государственное задание подготовки специалистов по контрольным цифрам приема по основным образовательным программам высшего образования на 99% и по дополнительным профессиональным образовательным программам на 95%.
- Независимая оценка уровня остаточных знаний в конце 1 курса по трем предметам проведена пятый год подряд и достигла охвата 100% студентов.
- Продолжена реструктуризация кафедр Университета, оптимизирована их штатная структура в соответствии с актуальными задачами развития образовательных программ.
- Подготовлена база на портале дистанционного обучения для создания «Единого центра тестирования знаний». Завершено формирование базы тестовых заданий и проведена их частичная апробация.
- Организовано проведение независимого экзамена совместно с Рособрнадзором в тестовом режиме.
- Введен в эксплуатацию и начал в полном объеме работу аттестационно-обучающий симуляционный центр.
- Введены в образовательный процесс симуляторы по ряду учебных дисциплин, разработана и апробирована методика их применения.
- Организовано участие в программе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО).
- Объем библиотечного фонда увеличился в 2017г. на 27000 единиц хранения.
- Электронный каталог библиотеки прошел успешную апробацию.
- Осуществляется регулярная подписка на электронные библиотечные системы и тестовый доступ к электронным базам учебной и научной информации, которые покрывают потребности в информационно-библиотечном обеспечении образовательных программ университета, и выросли за прошедший год на 25%
- Развивается академическая мобильность студентов
- Развиваются электронные образовательные ресурсы университета на платформе www.moodle.szgmu.ru: по каждой учебной дисциплине размещены учебно-методические материалы и фонды оценочных средств.
Развитие научной и инновационной деятельности университета осуществлено по следующим направлениям:
- Зарегистрировано общее количество патентов в 2017г.- 20, опубликованы 92 монографии, реализуется 24 научных проекта.
- Общее количество публикаций возросло в 1,9 раза, количество цитирований – в 5 раз в сравнении с 2013 годом.
- Диверсифицировано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медицинскими и иными организациями и предприятиями, в том числе, зарубежными (38 постоянных партнеров из 18 стран мира).
- В рамках Арктического территориального инновационного кластера и Научно-образовательного медицинского кластера Северо-Западного федерального округа «Северный» (пр. Минздрава России №844 от 26 ноября 2015 г.) создана нормативная документация, создано общее информационное пространство, разработана тематика совместных НИР.
- Количество публикаций в зарубежных научных журналах, цитируемых в базах Scopus и Web of Science возросло до 82 (73 в 2016 г.).
- Организовано участие студентов в научно-инновационной деятельности, получены 2 гранта.
Развитие кадрового потенциала университета осуществлено по следующим направлениям: Университета
- Проходит оптимизация кадрового состава: общая численность сотрудников Университета снизилась с 5023 (2016г.) до 4757 чел. в 2017 г.
- Продолжается интеграция образовательного и клинического процессов Университета. Общая численность ППС – 1380, из них – 967 имеют клиническую нагрузку, в том числе: из них – 286 работают на клинических базах Университета, 61 совмещают осуществление преподавательской деятельности с работой в клинике на условиях внутреннего совместительства (20%).
- Снижается средний возраст ППС, снижается количество внешних совместителей, растет количество внутренних совместителей.
- Реализуется программа «Кадровый резерв», которая начинается с отбора талантливой молодежи в профильном университетском лицее и заканчивается подготовкой кадров высшей квалификации в аспирантуре и в рамках защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
- Достигнуты плановые показатели повышения квалификации персонала, в том числе ППС.
- Работает система эффективных контрактов для сотрудников Университета.
Развитие воспитательной деятельности осуществлено по следующим направлениям:
- осуществлены 132 мероприятия по формированию системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщению их к ценностям отечественной и мировой культуры,
- продолжено совершенствование системы студенческого самоуправления,
- продолжено привлечение студентов к здоровому образу жизни и занятию физической культурой и спортом,
- организовано участие студентов в антикоррупционной деятельности.
Анализ подтвердил, что цели Университета в области качества разрабатываются коллегиально с привлечением необходимых специалистов и экспертов, соответствуют Программе стратегического развития университета и Дорожной карте, детализируются по всем подразделениям и в основном достигаются.
2. Анализ удовлетворенности заинтересованных сторон
Анализ удовлетворенности охватывает следующие категории заинтересованных сторон – студентов, пациентов, сотрудников университета, учредителей и общественность.
Основные акценты в исследованиях: качество образовательного процесса; противодействие коррупции; качество организации практики; качество преподавания.
Мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса проводится выборочно в течение учебного года. Мониторинг выпускников – через месяц после выпуска.
В 2017 году в анкетировании приняли участие боле 3800 студентов 1‑6 курсов лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов и факультета иностранных обучающихся, что составило 81% от обучающихся по программам специалитета. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм распределения мнения студентов по 10 балльной шкале, пороговым принимается значение в 8 баллов.
Удовлетворенность образовательным процессом в 2017 г. составила:
- Лечебный факультет – 9,5 балла (из 10)
- Медико-профилактический факультет – 8,6 баллов
- Стоматологический факультет – 7,8 баллов
- Факультет иностранных учащихся – 9,1 баллов
Все отчеты по результатам мониторинга представлены руководству Университета, а также по запросу – учредителю и надзорным организациям.
Все материалы по мониторингу размещены в файловом хранилище Университета и в системе moodle для организации доступа пользователей.
3. Мониторинг успеваемости студентов.
Мониторинг основных профессиональных образовательных программ осуществляется учебным управлением, деканатами и кафедрами. Анализу подвергаются результаты промежуточной аттестации: средний балл, количество неудовлетворительных оценок / задолженностей, количество отчисленных и причины отчисления. Также анализируются результаты итоговой аттестации, замечания и предложения председателей ГЭК. Обобщенный анализ проводится в деканатах и на ректорате в конце учебного года.
Интернет-тестирование студентов 1 курса проводилось в период с 10 сентября по 20 октября 2017 г. За указанный период тестирование прошли 36 групп лечебного факультета (22 бюджетных и 14 внебюджетных), 13 групп медико-профилактического факультета и 6 групп стоматологического факультета. Тестирование проходили по предметам химия, биология и русский язык, школьный курс.
Независимое тестирование сформированных компетенций студентов выпускных курсов и подготовка к первичной аккредитации специалистов проходит в 4 этапа со 100% охватом выпускников.
4. Анализ результатов внутренних аудитов
В 2017 г. внутренние аудиторы университета провели 16 аудитов, в ходе которых были проверены 16 структурных подразделений. Выявлено 16 несоответствий и замечаний. По результатам внутренних аудитов составлен план устранения несоответствий и сформулированы мероприятия, осуществление которых может существенно улучшить результаты основных и вспомогательных процессов СМК Университета (таблица 1).
Таблица 1 Результаты внутренних аудитов СМК (2017 г.)
Показатель |
Согласно программе аудитов |
Фактически |
Нарушение срока / требований |
Количество несоответствий |
Меры по улучшению |
---|---|---|---|---|---|
Результаты внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов СМК |
|||||
Количество проведенных аудитов |
16 |
16 |
- |
15 |
1. Развитие мониторинга удовлетворенности потребителей на уровне структурных подразделений. 2. Уточнение порядка выполнения процессов, границ ответственности и полномочий. 3. Уточнены показатели результативности процессов. 4. Уточнены риски и меры их обработки (предупреждающие действия). |
Количество проверенных подразделений |
16 |
16 |
5. Анализ несоответствий, реализация корректирующих действий
Несоответствия, выявленные в ходе внешнего аудита, являются несущественными. Причины, как правило, связаны с недостаточной информированностью исполнителей, руководителей структурных подразделений в области управления документированной информацией, в области измерения удовлетворенности потребителей. В связи с этим, запланированные корректирующие действия направлены на обучение руководителей структурных подразделений и исполнителей по выявленным областям управления и оказания им своевременной консультативной поддержки.
Однако ряд проблем носят системный характер и являются общими:
- развитие учебно-методической базы не обеспечено в достаточной мере ресурсами: на некоторых кафедрах требуется ремонт аудиторий и замена мебели,
- нерационально планируется учебная нагрузка преподавателей и аудиторный фонд,
- нерационально планируется учебная нагрузка в компьютерных классах университета,
- симуляционный центр не в полной мере включен в практическую подготовку врачей.
6. Актуализации документированной информации СМК
В 2017 году актуализация документации СМК Университета включала уточнение параметров мониторинга, показателей результативности и управления рисками в соответствии с целями по качеству и изменившимися условиями деятельности. Пересмотр охватывает также уточнение выполнения требований СМК, представленных в Руководстве по качеству.
Продолжено совершенствование показателей и критериев результативности процессов, алгоритмы процедур их выполнения, совершенствование методов мониторинга и оценки результативности.
7. Рекомендации по улучшению СМК
Рекомендации по улучшению СМК на основании анализа данных по всем разделам отчета и предложений по улучшению процессов СМК направлены на распространение информации о новых требованиях стандарта ИСО 9001 версии 2015 года, обучение персонала, формирование риск-ориентированного мышления, информирование персонала и рациональное применение документированной информации.
Актуальной на текущий год является задача интеграции задач системы менеджмента качества и внутренней независимой системы оценки качества по основным профессиональным образовательным программам по следующим направлениям:
1. Интеграция ресурсов на обеспечение качества.
2. Информирование и обучение ППС и учебно-вспомогательного персонала по вопросам качества образования и СМК.
3. Подготовка аудиторов и экспертов по качеству в системе независимой оценки, профессионально-общественной и общественной аккредитации, экспертов конкурсов по качеству из числа внутренних аудиторов СМК и наиболее подготовленных преподавателей.
4. Развитие механизмов независимой оценки качества образования, участие в добровольных системах оценки, в рейтингах и конкурсах по качеству.
5. Подготовка и представление на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ бакалавриата, специалитета и аспирантуры.
6. Внедрение в практику новых методов мониторинга и оценки качества образовательного процесса, в том числе с использованием специальных компьютерных приложений, платформ электронного обучения и социальных сетей.
7. Совершенствование показателей и критериев мониторинга и оценки качества образовательного процесса.
8. Обеспечение механизмов обеспечения гарантий качества в период подготовки университета к государственной аккредитации в 2019 году.