Система менеджмента качества образования

 

 

СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

В университете создана современная система менеджмента качества, система обеспечения гарантий качества образования, организовано прохождение процедур профессионально-общественной аккредитации образовательных программ и общественной аккредитации университета. Систему менеджмента качества в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001 университет применяет с 2011 года, с момента своего создания, под надзором хорватского органа по сертификации Cro Cert, входящего в международную сеть IQNet. Профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ магистратуры и ординатуры университет прошел в 2016 году в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы. Процедуру общественной аккредитации, проведенную Союзом дополнительного профессионального образования России (Союз ДПО), университет прошел в 2016 году одним из первых в стране. Построенная система интегрирована со всеми процессами деятельности университета и направлена на создание уверенности в достижении запланированных результатов и обеспечение удовлетворенности заинтересованных сторон – студентов, пациентов, сотрудников вуза, учредителей и общественности.

Основные достижения Университета в области качества:

  1. Создана система менеджмента качества Университета и поддерживается с 2011 года (сертификат ISO 9001: 2015 № HR-0378 IQNet Cro Cert).
  2. Успешно пройдена государственная аккредитация ординатуры (62 программы) и магистратуры.
  3. Пройдена профессионально-общественная аккредитация 15 образовательных программ в Системе поддержки EQAVET в странах ЕС и Восточной Европы - 11 программ ординатуры (образовательные программы «Генетика», «Дерматовенерология», «Косметология», «Кардиология», «Неврология», «ЛФК», «Семейная медицина», «Стоматология детская», «Стоматология терапевтическая» «Оториноларингология», «Остеопатия»), 3 программы специалитета («Медико-профилактическое дело», «Лечебное дело», «Стоматология») и 1 программа магистратуры (программа «Общественное здравоохранение»).
  4. Университет прошел общественную аккредитацию в Союзе ДПО России в 2016 году одним из первых в стране.
  5. Создана система мониторинга заинтересованных сторон: проводится регулярный мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса; мониторинг удовлетворенности студентов уровнем антикоррупционной деятельности в Университете; мониторинг  удовлетворенности студентов качеством проведения практики; мониторинг образовательных результатов; мониторинг ресурсного обеспечения; мониторинг удовлетворенности студентов качеством преподавания.
  6. Создана система мониторинга уровня остаточных знаний студентов первого курса по базовым дисциплинам школьной программы.
  7. Создана система независимого тестового контроля в рамках реализации основных образовательных программ.

Положение о применении знаков соответствия

Логотип IQNet

Логотип EQAVET

 

  

 

 

МИССИЯ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

  • Высококачественное образование российского врача в ХХI веке
  • Инновационная научная деятельность и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение и образование
  • Высокоэффективная лечебная помощь гражданам Российской Федерации
  • Формирование высокой нравственности и духовности российского врача

Университет видит свою миссию в формировании образовательной, научной и медицинской среды, отвечающей требованиям системы менеджмента качества и позволяющей обеспечить подготовку профессионалов, обладающих современным уровнем медицинской компетентности, конкурентоспособных на российском и международном рынках труда, способных успешно вносить вклад в сохранение здоровья нации.

Это позволит обеспечить высокую конкурентоспособность, лидерство на рынке услуг непрерывного медицинского образования и формирования отечественной медицинской элиты в соответствии с растущими потребностями российской практической медицины, международными и государственными  стандартами по менеджменту качества и последними достижениями науки.

Видение: отражая основные ценности развития университетского медицинского образования, с учетом  лучших традиций отечественного здравоохранения, университет нацелен:

на создание среды высококачественного образования российского врача в XXI веке, эволюцию взглядов на проблему медицинского образования, подготовку специалистов здравоохранения нового типа, вовлечение и мотивация врачей в своей профессиональной деятельности, снижение заболеваемости, смертности и улучшение качества жизни граждан РФ;

на всемерную поддержку развития отечественного здравоохранения, путем включения в разработку и реализацию государственных приоритетных проектов и программ развития медицинского образования;

на возможность развиваться как учебно-научно-клиническому комплексу и базовому центру подготовки врачей непрерывного медицинского образования, обеспечивающему высокоэффективную лечебную помощь, научно-исследовательскую и научно-методическую поддержку здравоохранения России;

на создание новых преимуществ университета через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, способствующих повышению, конкурентоспособности на рынках образования, науки и здравоохранения.

 

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Университет) был образован в результате слияния двух старейших учебных заведений страны, обладающих авторитетом и опытом прославленных, всемирно известных научных школ. Это позволит обеспечить высокую конкурентоспособность, лидерство на рынке услуг непрерывного медицинского образования и формирование отечественной медицинской элиты в соответствии с растущими потребностями российской практической медицины, международными государственными стандартами по менеджменту качества и актуальными достижениями науки.

Главная стратегическая цель Университета — максимально соответствовать требованиям и запросам государства и общества, потребителей и заинтересованных сторон: студентов, слушателей, пациентов, российских и зарубежных партнеров — по следующим направлениям:

— обеспечение высокого качества реализуемых образовательных программ за счет высокой прикладной ценности содержания обучения, основанного на уникальном практическом опыте и научных достижениях, творческом мышлении высококвалифицированных специалистов Университета; современного уровня инфраструктуры учебного процесса, информационной среды и разработанной системы гарантии качества непрерывного медицинского образования в течение всей жизни, участия студентов и слушателей в процедурах гарантии качества;

— развитие и внедрение востребованных технологий в учебную, научную и клиническую деятельность на основе инновационных разработок с учетом современных требований государства;

— создание благоприятной социальной среды Университета, удовлетворяющей образовательные, клинические, научные, физкультурно-оздоровительные, культурные, досуговые потребности студентов и слушателей в повышении качества жизни с постоянным мониторингом реализуемых услуг;

— предоставление современной высококвалифицированной медицинской помощи гражданам с учетом высокотехнологичной инструментальной базы на основе собственных разработок и лучших мировых образцов, обеспечение комфортных условий для пациентов.

Политика реализуется на всех уровнях управления и может подвергаться анализу и пересмотру в случае необходимости. Высшее руководство и коллектив Университета берут на себя обязательства применять принципы и методы менеджмента качества в повседневной деятельности и соответствовать требованиям международного стандарта ISO 9001.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО КАЧЕСТВУ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА на 2020 г.

 

Общие цели на 2020г.

1. Совершенствование структуры Университета (оптимизация структуры Университета, развитие системы управления и системы оценки качества деятельности Университета, создание в Университете современного многопрофильного учебно-научно-клинического комплекса, модернизация финансово-экономических инструментов).

2. Повышение качества образования путем обеспечения компетентностного подхода и практикоориентированости в подготовке специалистов для здравоохранения РФ (разработка и внедрение новых образовательных программ на основе интеграции достижений науки, передовых образовательных технологий и клинической практики с учетом требований работодателей и общества; совершенствование и обновление  технологий образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры с широким применением современных информационно-коммуникационных  технологий; постоянное развитие кадрового потенциала через создание  системы привлекательной социальной и научно-образовательной среды и эффективных контрактов).

3. Интеграция науки, образования, инновационной и клинической деятельности (формирование кластеров научно-исследовательской деятельности в соответствии с актуальными потребностями образования, особенностями региональной системы здравоохранения и Роспотребнадзора; сохранение и развитие научных медицинских школ университета; развитие научного кадрового потенциала).

4. Развитие клинической деятельности (модернизация существующей и создание новой учебно-научно-клинической базы, обеспечивающей развитие образовательной, научной и лечебной деятельности; дальнейшее развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и обеспечение статуса университета, как центра трансляционной медицины в СЗФО РФ).

5. Совершенствование инновационной инфраструктуры Университета (развитие инфраструктуры организационной, финансовой; технологической поддержки инноваций в области образования, науки, клинической практики; защита интеллектуальной собственности; создание малых инновационных предприятий, центров молодежной науки; развитие сетевого взаимодействия Университета с ведущими российскими и международными образовательными, научными и медицинскими центрами).

6. Воспитательная работа с молодежью для формирования высоких морально-этических качеств будущих врачей.

7. Обеспечить вхождение Университета в пятерку лидирующих медицинских вузов России и получение международного признания.

8. Продолжить улучшение системы менеджмента качества университета в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.

9. Выполнить план работы Университета на текущий учебный год.

 

Образовательная деятельность

1. Обеспечить совершенствование образовательного процесса и обновление образовательных программ на основе интеграции достижений науки, передовых образовательных технологий и клинической практики с учетом аккредитационных требований и потребностей работодателей.

2. Обеспечить выполнение аккредитационных требований по образовательным программам университета.

3. Подготовить и провести профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования – не менее 5-ти.

4. Продолжить совершенствование и развитие методологии образовательной деятельности, с применением дистанционных образовательных технологий на основе современных цифровых образовательных ресурсов.

5. Обеспечить не менее 600 программ дополнительных профессиональных программ, востребованных потенциальными слушателями.

6. Провести не менее 200 программ обучения в год в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

7. Обеспечить трудоустройство не менее 80% выпускников за счет качества подготовки и обеспечения связи с рынком труда.

8. Обеспечить повышение уровня академической мобильности сотрудников Университета.

9. Обеспечить повышение уровня академической мобильности обучающихся Университета.

10. Продолжить формирование комфортной социальной среды университета для личностного и профессионального развития работников, студентов и слушателей, реализовать не менее 15 проектов в год.

11. Обеспечить выполнение работ по отраслевой научно-исследовательской программе Роспотребнадзора на 2016-2020 гг. «Гигиеническое научное обоснование минимизации рисков здоровью населения России».

12. Организовать и провести научно-практические конференции с международным участием «Профилактическая медицина», «Актуальные вопросы гигиены», «Здоровье населения и качество жизни», «Современная эпидемиология: междисциплинарная платформа», «Мечниковские чтения».

13. Продолжить дальнейшее развитие независимой системы мониторинга образовательных процессов и совершенствование индикаторов результативности и эффективности учебного процесса.

14. Продолжить системную модернизацию информационных систем и материально-технической базы учебного процесса.

 

Научная деятельность

1. Повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований и выполнение научных исследований на высоком методическом уровне.

2. Продолжить формирование кластера научно-исследовательской деятельности в соответствии с актуальными потребностями сферы высшего и послевузовского образования, особенностями подготовки специалистов медико-профилактического и лечебного профиля, особенностями региональной системы здравоохранения и Роспотребнадзора.

3. Продолжить работу по сохранению и развитию научных медицинских школ Университета.

4. Организация деятельности по выполнению программ научных исследований в рамках государственного задания Министерства здравоохранения Российской Федерации.

5. Реализация плана научно-практических мероприятий СЗГМУ им. И.И. Мечникова на текущий год.

6. Организация и проведение конференции молодых ученых и специалистов «Трансляционная медицина».

7. Организация и проведение ежегодного смотра-конкурса научных и научно-исследовательских работ.

8. Организация и проведение ежегодного конкурсного отбора на получение именного гранта проф. Э.Э.Эйхвальда.

9.  Организация и проведение ежегодного конкурса инновационных проектов молодых ученых в рамках научно-практической конференции «Молодежь и инновации».

10. Организация и проведение конкурсного отбора молодых ученых для участия в грантовой программе «У.М.Н.И.К.».

11. Расширение взаимодействия Университета с органами государственной власти, местного самоуправления, образовательными профильными учреждениями, медицинскими и профилактическими учреждениями, развитие международного сотрудничества с профильными ВУЗами и научно-исследовательскими организациями (ни менее 30 договоров).

 

Клиническая деятельность

1. Продолжить работу по улучшению качества оказания медицинской помощи стационарным и амбулаторным пациентам.

2. Выполнить Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и планового задания, установленного в системе ОМС.

3. Продолжить развитие технологий телемедицины для помощи лечебным учреждениям Северо-Запада России.

4. Продолжить внедрение разработок в практику здравоохранения путем применения протоколов клинической апробации.

5. Продолжить интеграцию лабораторно-диагностического оборудования с электронной версией истории болезни на всех площадках Университета.

6. Реконструкция существующей учебно-научно-клинической базы.

7. Максимально использовать потенциал профессорско-преподавательского состава в лечебной и консультативной работе бюджетной и внебюджетной деятельности клиник Университета.

 

Кадровая и социальная работа:

1. Продолжить совершенствование механизмов системы эффективного контракта с целью повышения качества работы сотрудников университета, повышения мотивации и производительности труда.

2. Продолжить реализацию программы «Кадровый резерв Университета», направленной на отбор и работу с талантливой молодежью со студенческой скамьи для подготовки будущих научно-педагогических и медицинских кадров.

3. Продолжить плановое сокращение штатной численности АУП и АХП.

4. Обеспечить 100% повышение квалификации ППС по медицинским специальностям и педагогике в соответствии с нормативными требованиями.

5. Обеспечить 100% аттестации профессорско-преподавательского состава университета в установленные сроки.

6. Повышение уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава университета до 200% средней заработной платы по промышленности в Санкт-Петербурге.

 

Развитие инфраструктуры:

1. Продолжить плановую оптимизацию коечного фонда университета.

2. Провести реконструкцию инженерных сетей Университета в соответствии с планом и бюджетом.

3. Продолжить плановый перевод всего высокотехнологичного медицинского оборудования Университета на безаварийный уровень энергообеспечения.

4. Обновить парк оборудования для ЦСО и дезинфекции (Кирочная, 41; Пискаревский пр., 47).

5. Создать центральный архив баз данных изображений (снимков) и видео файлов исследований пациентов на оборудовании: УЗИ, рентген, КТ, МРТ.

 

ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ  ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА на 2020 г.

 

Образовательная деятельность

п/п

Наименование параметра

Исходные показатели

Индикаторы развития

Ответственные исполнители

1.

Программы ВО, соответствующие ФГОС по специальностям:

 

Лечебное дело

Медико-профилактическое дело

Стоматология

 

Магистратура

Интернатура

Ординатура

Аспирантура

 

 

Реализация программ на 1-4 курсах

 

 

 

 

 

 

 

на 1-6 курсах

 

 

на 1-2 курсах

 

 

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

2.

Программы ДПО:

- ТУ

- ОУ

- ПП

520

70

 

565

70

 

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

3.

Программы дистанционного обучения (кол-во реализованных программ).

16

18

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

4.

Доля лекций и семинаров, проведенных с использованием мультимедийных методов обучения, %

60

65

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

5.

Доля занятий, проведенных с привлечением активных форм обучения, %

9

18

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

6.

Количество врачей и студентов, обученных в тренинг-центре и учебных (симуляционных) лабораториях.

3000

3200

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

7.

Количество студентов, не имеющих задолженностей на 1 день сессии, %

87

88

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

8.

Количество студентов, получающих стипендию, %

40

41

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

9.

Количество студентов, закончивших обучение с дипломом с отличием, %

15

16

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

10.

Доля студентов, успешно прошедших интернет-тестирование, %

70

72

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

11.

Численность иностранных студентов среди выпускников, освоивших программы специалиста, %

9

9

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, декан факультета иностранных учащихся

12.

Программы информирования и подготовки абитуриентов

14

14

Начальник отдела довузовской подготовки и работы с абитуриентами

13.

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ.

ЛФ - 234

 

МПФ -208

234

 

212

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления

14.

Доля ППС, имеющих ученую степень не ниже кандидата наук.

82

82

Проректор по учебной работе, проректор по науке и международному сотрудничеству

15.

Доля ППС, прошедших повышение квалификации

по специальности

по педагогике.

 

 

100

100

 

 

100

100

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления

16.

Количество компьютерных классов.

28

28

Проректор по материально-техническому обеспечению, начальник управления информатизации и связи

17.

Количество аудиторий, укомплектованных аудиовизуальными средствами обучения.

20

22

Проректор по учебной работе, проректор по материально-техническому обеспечению, начальник управления информатизации и связи

 

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВОМ ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. МЕЧНИКОВА за 2019 год

1. Анализ достижения целей

Анализ выполнения Политики в области качества и стратегических целей ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова в области качества, установленных на 2017 год, показал следующие результаты:

Продолжено развитие системы управления университетом.

  • Продолжена реструктуризация университета в соответствии с новыми условиями и установленными задачами.
  • Обновлена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2015 г., оптимизирована процессная модель и соответствующая документированная информация.
  • Продолжено улучшение системы мониторинга процессов, оценки качества образовательной деятельности и анализа удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон.
  • Продолжена модернизация информационной системы управления университетом. 
  • Совершенствовались подходы к анализу и оценке внутренней и внешней среды университета на основе инструментов качества, методов стратегического анализа и управления рисками.
  • Проведена работа по формированию риск-ориентированного мышления в управлении вузом.

Модернизация образовательной деятельности университета осуществлена по следующим направлениям:

  • Выполнено государственное задание подготовки специалистов по контрольным цифрам приема по основным образовательным программам высшего образования на 99% и по дополнительным профессиональным образовательным программам на 95%.
  • Независимая оценка уровня остаточных знаний в конце 1 курса по трем предметам проведена пятый год подряд и достигла охвата 100% студентов.
  • Продолжена реструктуризация кафедр Университета, оптимизирована их штатная структура в соответствии с актуальными задачами развития образовательных программ.
  • Подготовлена база на портале дистанционного обучения для создания «Единого центра тестирования знаний». Завершено формирование базы тестовых заданий и проведена их частичная апробация.
  • Организовано проведение независимого экзамена совместно с Рособрнадзором в тестовом режиме.
  • Введен в эксплуатацию и начал в полном объеме работу аттестационно-обучающий симуляционный центр.
  • Введены в образовательный процесс симуляторы по ряду учебных дисциплин, разработана и апробирована методика их применения.
  • Организовано участие в программе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО).
  • Объем библиотечного фонда увеличился в 2017г. на 27000 единиц хранения.
  • Электронный каталог библиотеки прошел успешную апробацию.
  • Осуществляется регулярная подписка на электронные библиотечные системы и тестовый доступ к электронным базам учебной и научной информации, которые покрывают потребности в информационно-библиотечном обеспечении образовательных программ университета, и выросли за прошедший год на 25%
  • Развивается академическая мобильность студентов
  • Развиваются электронные образовательные ресурсы университета на платформе www.moodle.szgmu.ru: по каждой учебной дисциплине размещены учебно-методические материалы и фонды оценочных средств.

Развитие научной и инновационной деятельности университета осуществлено по следующим направлениям:

  • Зарегистрировано общее количество патентов в 2017г.-  20, опубликованы 92 монографии, реализуется 24 научных проекта.
  • Общее количество публикаций возросло в 1,9 раза, количество цитирований – в 5 раз в сравнении с 2013 годом.
  • Диверсифицировано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медицинскими и иными организациями и предприятиями, в том числе, зарубежными (38 постоянных партнеров из 18 стран мира).
  • В рамках Арктического территориального инновационного кластера и Научно-образовательного медицинского кластера Северо-Западного федерального округа «Северный» (пр. Минздрава России №844 от 26 ноября 2015 г.) создана нормативная документация, создано общее информационное пространство, разработана тематика совместных НИР.
  • Количество публикаций в зарубежных научных журналах, цитируемых в базах Scopus и Web of Science возросло до 82 (73 в 2016 г.).
  • Организовано участие студентов в научно-инновационной деятельности, получены 2 гранта.

Развитие кадрового потенциала университета осуществлено по следующим направлениям: Университета

  • Проходит оптимизация кадрового состава: общая численность сотрудников Университета снизилась с 5023 (2016г.) до 4757 чел. в 2017 г.
  • Продолжается интеграция образовательного и клинического процессов Университета. Общая численность ППС – 1380, из них – 967 имеют клиническую нагрузку, в том числе: из них – 286 работают на клинических базах Университета, 61 совмещают осуществление преподавательской деятельности с работой в клинике на условиях внутреннего совместительства (20%).
  • Снижается средний возраст ППС, снижается количество внешних совместителей, растет количество внутренних совместителей.
  • Реализуется программа «Кадровый резерв», которая начинается с отбора талантливой молодежи в профильном университетском лицее и заканчивается подготовкой кадров высшей квалификации в аспирантуре и в рамках защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
  • Достигнуты плановые показатели повышения квалификации персонала, в том числе ППС.
  • Работает система эффективных контрактов для сотрудников Университета.

Развитие воспитательной деятельности осуществлено по следующим направлениям:

  • осуществлены 132 мероприятия по формированию системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщению их к ценностям отечественной и мировой культуры,
  • продолжено совершенствование системы студенческого самоуправления,
  • продолжено привлечение студентов к здоровому образу жизни и занятию физической культурой и спортом,
  • организовано участие студентов в антикоррупционной деятельности.

Анализ подтвердил, что цели Университета в области качества разрабатываются коллегиально с привлечением необходимых специалистов и экспертов, соответствуют Программе стратегического развития университета и Дорожной карте, детализируются по всем подразделениям и в основном достигаются.

 

2. Анализ удовлетворенности заинтересованных сторон

Анализ удовлетворенности охватывает следующие категории заинтересованных сторон – студентов, пациентов, сотрудников университета, учредителей и общественность.

Основные акценты в исследованиях: качество образовательного процесса; противодействие коррупции; качество организации практики; качество преподавания.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса проводится выборочно в течение учебного года. Мониторинг выпускников – через месяц после выпуска.

В 2017 году в анкетировании приняли участие боле 3800 студентов 1‑6 курсов лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов и факультета иностранных обучающихся, что составило 81% от обучающихся по программам специалитета. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм распределения мнения студентов по 10 балльной шкале, пороговым принимается значение в 8 баллов.

Удовлетворенность образовательным процессом в 2017 г. составила:

- Лечебный факультет – 9,5 балла (из 10)

- Медико-профилактический факультет – 8,6 баллов

- Стоматологический факультет – 7,8 баллов

- Факультет иностранных учащихся – 9,1 баллов

 

Все отчеты по результатам мониторинга представлены руководству Университета, а также по запросу – учредителю и надзорным организациям.

Все материалы по мониторингу размещены в файловом хранилище Университета и в системе moodle для организации доступа пользователей.

 

3. Мониторинг успеваемости студентов.

Мониторинг основных профессиональных образовательных программ осуществляется учебным управлением, деканатами и кафедрами. Анализу подвергаются результаты промежуточной аттестации: средний балл, количество неудовлетворительных оценок / задолженностей, количество отчисленных и причины отчисления. Также анализируются результаты итоговой аттестации, замечания и предложения председателей ГЭК. Обобщенный анализ проводится в деканатах и на ректорате в конце учебного года.

Интернет-тестирование студентов 1 курса проводилось в период с 10 сентября по 20 октября 2017 г. За указанный период тестирование прошли 36 групп лечебного факультета (22 бюджетных и 14 внебюджетных), 13 групп медико-профилактического факультета и 6 групп стоматологического факультета. Тестирование проходили по предметам химия, биология и русский язык, школьный курс.

Независимое тестирование сформированных компетенций студентов выпускных курсов и подготовка к первичной аккредитации специалистов проходит в 4 этапа со 100% охватом выпускников.

 

4. Анализ результатов внутренних аудитов

В 2017 г. внутренние аудиторы университета провели 16 аудитов, в ходе которых были проверены 16 структурных подразделений. Выявлено 16 несоответствий и замечаний. По результатам внутренних аудитов составлен план устранения несоответствий и сформулированы мероприятия, осуществление которых может существенно улучшить результаты основных и вспомогательных процессов СМК Университета (таблица 1).

 

Таблица 1 Результаты внутренних аудитов СМК (2017 г.)

Показатель

Согласно программе аудитов

Фактически

Нарушение срока / требований

Количество несоответствий

Меры по улучшению

Результаты внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов СМК

Количество проведенных аудитов

16

16

-

 

15

1.     Развитие мониторинга удовлетворенности потребителей на уровне структурных подразделений.

2.     Уточнение порядка выполнения процессов, границ ответственности и полномочий.

3.     Уточнены показатели результативности процессов.

4.     Уточнены риски и меры их обработки (предупреждающие действия).

Количество проверенных подразделений

16

16

 

5. Анализ несоответствий, реализация корректирующих действий

Несоответствия, выявленные в ходе внешнего аудита, являются несущественными. Причины, как правило, связаны с недостаточной информированностью исполнителей, руководителей структурных подразделений в области управления документированной информацией, в области измерения удовлетворенности потребителей. В связи с этим, запланированные корректирующие действия направлены на обучение руководителей структурных подразделений и исполнителей по выявленным областям управления и оказания им своевременной консультативной поддержки.

Однако ряд проблем носят системный характер и являются общими:

- развитие учебно-методической базы не обеспечено в достаточной мере ресурсами: на некоторых кафедрах требуется ремонт аудиторий и замена мебели,

- нерационально планируется учебная нагрузка преподавателей и аудиторный фонд,

- нерационально планируется учебная нагрузка в компьютерных классах университета,

- симуляционный центр не в полной мере включен в практическую подготовку врачей.

 

 

 

6. Актуализации документированной информации СМК

                В 2017 году актуализация документации СМК Университета включала уточнение параметров мониторинга, показателей результативности и управления рисками в соответствии с целями по качеству и изменившимися условиями деятельности. Пересмотр охватывает также уточнение выполнения требований СМК, представленных в Руководстве по качеству.

                Продолжено совершенствование показателей и критериев результативности процессов, алгоритмы процедур их выполнения, совершенствование методов мониторинга и оценки результативности.

 

7. Рекомендации по улучшению СМК

                Рекомендации по улучшению СМК на основании анализа данных по всем разделам отчета и предложений по улучшению процессов СМК направлены на распространение информации о новых требованиях стандарта ИСО 9001 версии 2015 года, обучение персонала, формирование риск-ориентированного мышления, информирование персонала и рациональное применение документированной информации.

Актуальной на текущий год является задача интеграции задач системы менеджмента качества и внутренней независимой системы оценки качества по основным профессиональным образовательным программам по следующим направлениям:

1. Интеграция ресурсов на обеспечение качества.

2. Информирование и обучение ППС и учебно-вспомогательного персонала по вопросам качества образования и СМК.

3. Подготовка аудиторов и экспертов по качеству в системе независимой оценки, профессионально-общественной и общественной аккредитации, экспертов конкурсов по качеству из числа внутренних аудиторов СМК и наиболее подготовленных преподавателей.

4. Развитие механизмов независимой оценки качества образования, участие в добровольных системах оценки, в рейтингах и конкурсах по качеству.

5. Подготовка и представление на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ бакалавриата, специалитета и аспирантуры.

6. Внедрение в практику новых методов мониторинга и оценки качества образовательного процесса, в том числе с использованием специальных компьютерных приложений, платформ электронного обучения и социальных сетей.

7. Совершенствование показателей и критериев мониторинга и оценки качества образовательного процесса.

8. Обеспечение механизмов обеспечения гарантий качества в период подготовки университета к государственной аккредитации в 2019 году. 

 

ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Документация СМК Университета предназначена для документального оформления, хранения, обработки и использования необходимой для управления информации и данных, информирования персонала о порядке выполнения процессов и работ, определения границ ответственности и полномочий, а также фиксации результатов деятельности.

Общие принципы управления документацией.

1. Характер и степень документированности должны отвечать законодательным, нормативным актам системы ВПО и ДПО и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также удовлетворять требованиям Университета.

2. Для обеспечения соответствия документации потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон при управлении документации учитываются:

−   использование Университетом национальных, региональных и отраслевых стандартов системы образования;

−   соответствующие законодательные, нормативные и другие обязательные требования;

−   контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

−   решения Ученого Совета Университета;

−   информация о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

3. Доступ к документированной информации предоставляется работникам Университета с учетом должностных обязанностей и другим заинтересованным сторонам по мере необходимости.

4. Все документы до их выпуска проходят проверку путём согласования их со всеми заинтересованным лицами и, при необходимости, коллективного обсуждения.

5. По мере необходимости (по истечению срока действия или по инициативе руководителей процессов) проводится анализ, актуализация и переутверждение документов.

6. Все изменения в переутверждённых документах доводятся до заинтересованных лиц, а также идентифицируется статус пересмотра документов.

7. Документы оперативно доводятся до исполнителей.

8. Документы внутреннего происхождения сохраняются в чётком виде и легко идентифицируются по журналам регистрации. Электронные копии распорядительных документов руководства Университета хранятся в файловом хранилище электронной базы данных Университета.

9. Документы внешнего происхождения подлежат идентификации и учёту. Их регистрация, обработка и рассылка осуществляется оперативно и контролируется руководителем процесса.

10. Все виды документации по истечении текущего года комплектуются в отдельные папки и передаются на хранение в архив.

11. Для предотвращения непреднамеренного использования устаревшей документации проводится отслеживание их полного изъятия из оборота, о чём делаются записи в специальном реестре и отметки в информационной базе.

 

В Университете определена документированная информация и соответствующая документация, необходимая для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Документация СМК  включает:

Политику в области качества. 

Цели и планы в области качества.

Руководство по качеству.

Книгу процессов.

Документированные процедуры по процессам.

Функциональные обязанности и должностные инструкции персонала.

Формы документов для регистрации документированной информации (записей).

Управление документированной информацией

 

Записи по СМК ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК.

Записи СМК включают:

- записи по результатам анализа СМК со стороны руководства;

- записи по обучению персонала;

- записи по результатам анализа требований к образовательной деятельности;

- записи по результатам оценки поставщиков;

- результаты внутренних аудитов;

- результаты устранения несоответствий и корректирующих действий;

- записи по идентификации и прослеживаемости;

- записи, касающиеся  несоответствий.

 

Актуальная документация системы менеджмента качества Университета размещена в файловом хранилище университета:

N:\Файловое_хранилище\04_Учебная_работа\10_Центр_мониторинга\01_Система_менеджмента_качества.

 

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

СМК СЗГМУ им. И. И. Мечникова следует основным принципам, установленным стандартом ISO 9001:2015, построена в виде процессно-ориентированной системы управления, интегрирующей процессы и их параметры для достижения целей, создания ценности внешним и внутренним потребителям и контролируемое улучшение качества.

При планировании и разработке различные процессы определены и документированы с такой степенью подробности, которая требуется для понимания исполнителями и надежного достижения результата, исходя из конкретных условий.

Применение процессного управления позволяет университету корректно распределять акценты на наиболее важных процессах и их результатах, улучшать понимание процедур выполнения процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние, систематически управлять планированием, выполнением, контролем и улучшением процессов, рационально использовать ресурсы и определять ответственность, согласовывать цели и ожидаемые результаты, способствовать повышению удовлетворенности внешних и внутренних потребителей, способствовать повышению доверия в организации.

Риск-ориентированное мышление, применяемое в процессном подходе, позволяет на этапе планирования оценить риски и снизить их до приемлемого уровня путем разработки предупреждающих действий и мер по снижению возможных последствий.

Механизмом реализации и улучшения процессов является цикл Э. Деминга – PDCA, который означает следующее:

PLAN – планирование – включает разработку и документирование процессов, процедур их выполнения и необходимых параметров,

DO – выполнение – включает строгое применение разработанных процедур и управление запланированными действиями,

CHECK – проверка результативности, - включающая измерение и мониторинг параметров процессов, использование механизмов «встроенного» в процессы контроля, самоконтроля, внутренних аудитов и внешних согласованных оценок,

ACT – коррекция – включает меры по улучшению процессов, устранение несоответствий и их причин.  

Основу СМК составляют процессы трех типов – основные, управленческие и вспомогательные – которые представлены в книге процессов (файловое хранилище) и в документированных процедурах.

Процессы СМК внедрены, поддерживаются в рабочем состоянии, ведется деятельность по постоянному их улучшению, повышению эффективности и результативности.

Результативность процессов СМК как при осуществлении, так и при управлении обеспечивается за счет установленных следующих характеристик процессов:

входных и выходных требований к качеству для каждого выделенного процесса; 

нормативной базы процессов и другой применимой документированной информации, включая записи;

процессных шагов и функций, а также ответственности за порядок выполнения деятельности по процессам;

критериев и методов оценки результативности процессов; 

ресурсов и механизмов обеспечения процессов.

Для всех идентифицированных процессов осуществляется анализ рисков, а также предусмотренные в процессах СМК мониторинг и измерение. На основе полученных данных осуществляется  постоянное улучшение деятельности и результатов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(изображения по возможности разместите, пожалуйста, в ряд горизонтально, чтобы они увеличивались при клике – задача сделать так, чтобы они не занимали весь экран и так много место и смотрелись органично)

 

МИССИЯ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

  • Высококачественное образование российского врача в ХХI веке
  • Инновационная научная деятельность и внедрение ее результатов в практическое здравоохранение и образование
  • Высокоэффективная лечебная помощь гражданам Российской Федерации
  • Формирование высокой нравственности и духовности российского врача

Университет видит свою миссию в формировании образовательной, научной и медицинской среды, отвечающей требованиям системы менеджмента качества и позволяющей обеспечить подготовку профессионалов, обладающих современным уровнем медицинской компетентности, конкурентоспособных на российском и международном рынках труда, способных успешно вносить вклад в сохранение здоровья нации.

Это позволит обеспечить высокую конкурентоспособность, лидерство на рынке услуг непрерывного медицинского образования и формирования отечественной медицинской элиты в соответствии с растущими потребностями российской практической медицины, международными и государственными  стандартами по менеджменту качества и последними достижениями науки.

Видение: отражая основные ценности развития университетского медицинского образования, с учетом  лучших традиций отечественного здравоохранения, университет нацелен:

на создание среды высококачественного образования российского врача в XXI веке, эволюцию взглядов на проблему медицинского образования, подготовку специалистов здравоохранения нового типа, вовлечение и мотивация врачей в своей профессиональной деятельности, снижение заболеваемости, смертности и улучшение качества жизни граждан РФ;

на всемерную поддержку развития отечественного здравоохранения, путем включения в разработку и реализацию государственных приоритетных проектов и программ развития медицинского образования;

на возможность развиваться как учебно-научно-клиническому комплексу и базовому центру подготовки врачей непрерывного медицинского образования, обеспечивающему высокоэффективную лечебную помощь, научно-исследовательскую и научно-методическую поддержку здравоохранения России;

на создание новых преимуществ университета через освоение выгодных рыночных позиций, развитие внутренних возможностей, результативности и качества деятельности, способствующих повышению, конкурентоспособности на рынках образования, науки и здравоохранения.

 

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ КАЧЕСТВА ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Западный государственный медицинский университет имени И. И. Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (далее – Университет) был образован в результате слияния двух старейших учебных заведений страны, обладающих авторитетом и опытом прославленных, всемирно известных научных школ. Это позволит обеспечить высокую конкурентоспособность, лидерство на рынке услуг непрерывного медицинского образования и формирование отечественной медицинской элиты в соответствии с растущими потребностями российской практической медицины, международными государственными стандартами по менеджменту качества и актуальными достижениями науки.

Главная стратегическая цель Университета — максимально соответствовать требованиям и запросам государства и общества, потребителей и заинтересованных сторон: студентов, слушателей, пациентов, российских и зарубежных партнеров — по следующим направлениям:

— обеспечение высокого качества реализуемых образовательных программ за счет высокой прикладной ценности содержания обучения, основанного на уникальном практическом опыте и научных достижениях, творческом мышлении высококвалифицированных специалистов Университета; современного уровня инфраструктуры учебного процесса, информационной среды и разработанной системы гарантии качества непрерывного медицинского образования в течение всей жизни, участия студентов и слушателей в процедурах гарантии качества;

— развитие и внедрение востребованных технологий в учебную, научную и клиническую деятельность на основе инновационных разработок с учетом современных требований государства;

— создание благоприятной социальной среды Университета, удовлетворяющей образовательные, клинические, научные, физкультурно-оздоровительные, культурные, досуговые потребности студентов и слушателей в повышении качества жизни с постоянным мониторингом реализуемых услуг;

— предоставление современной высококвалифицированной медицинской помощи гражданам с учетом высокотехнологичной инструментальной базы на основе собственных разработок и лучших мировых образцов, обеспечение комфортных условий для пациентов.

Политика реализуется на всех уровнях управления и может подвергаться анализу и пересмотру в случае необходимости. Высшее руководство и коллектив Университета берут на себя обязательства применять принципы и методы менеджмента качества в повседневной деятельности и соответствовать требованиям международного стандарта ISO 9001.

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПО КАЧЕСТВУ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА на 2020 г.

Общие цели на 2020 год

1. Совершенствование структуры Университета (оптимизация структуры Университета, развитие системы управления и системы оценки качества деятельности Университета, создание в Университете современного многопрофильного учебно-научно-клинического комплекса, модернизация финансово-экономических инструментов).

2. Повышение качества образования путем обеспечения компетентностного подхода и практикоориентированости в подготовке специалистов для здравоохранения РФ (разработка и внедрение новых образовательных программ на основе интеграции достижений науки, передовых образовательных технологий и клинической практики с учетом требований работодателей и общества; совершенствование и обновление  технологий образовательной деятельности, инновационной инфраструктуры с широким применением современных информационно-коммуникационных  технологий; постоянное развитие кадрового потенциала через создание  системы привлекательной социальной и научно-образовательной среды и эффективных контрактов).

3. Интеграция науки, образования, инновационной и клинической деятельности (формирование кластеров научно-исследовательской деятельности в соответствии с актуальными потребностями образования, особенностями региональной системы здравоохранения и Роспотребнадзора; сохранение и развитие научных медицинских школ университета; развитие научного кадрового потенциала).

4. Развитие клинической деятельности (модернизация существующей и создание новой учебно-научно-клинической базы, обеспечивающей развитие образовательной, научной и лечебной деятельности; дальнейшее развитие специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи и обеспечение статуса университета, как центра трансляционной медицины в СЗФО РФ).

5. Совершенствование инновационной инфраструктуры Университета (развитие инфраструктуры организационной, финансовой; технологической поддержки инноваций в области образования, науки, клинической практики; защита интеллектуальной собственности; создание малых инновационных предприятий, центров молодежной науки; развитие сетевого взаимодействия Университета с ведущими российскими и международными образовательными, научными и медицинскими центрами).

6. Воспитательная работа с молодежью для формирования высоких морально-этических качеств будущих врачей.

7. Обеспечить вхождение Университета в пятерку лидирующих медицинских вузов России и получение международного признания.

8. Продолжить улучшение системы менеджмента качества университета в соответствии с требованиями международного стандарта ISO 9001.

9. Выполнить план работы Университета на 2020 год.

 

Образовательная деятельность

1. Обеспечить совершенствование образовательного процесса и обновление образовательных программ на основе интеграции достижений науки, передовых образовательных технологий и клинической практики с учетом аккредитационных требований и потребностей работодателей.

2. Подготовить к аккредитации в 2020 г. программы высшего образования, разработанные в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования и профессиональных стандартов.

3. Подготовить и провести профессионально-общественную аккредитацию основных профессиональных образовательных программ высшего образования – не менее 5-ти.

4. Разработать и включить в образовательный процесс основную профессиональную образовательную программу бакалавриата «Сестринское дело».

5. Продолжить совершенствование и развитие методологии образовательной деятельности, с применением дистанционных образовательных технологий на основе современных информационно-коммуникационных средств.

6. Обеспечить не менее 600 программ дополнительных профессиональных программ, востребованных потенциальными слушателями.

7. Провести не менее 200 программ обучения в год в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

8. Обеспечить трудоустройство не менее 80% выпускников за счет качества подготовки и обеспечения связи с рынком труда.

9. Обеспечить повышение уровня академической мобильности сотрудников Университета.

10. Обеспечить повышение уровня академической мобильности обучающихся в Университете (до 200 поездок в год).

11. Обеспечить выполнение работ по отраслевой научно-исследовательской программе Роспотребнадзора на 2016-2020 гг. «Гигиеническое научное обоснование минимизации рисков здоровью населения России».

12. Организовать и провести научно-практические конференции с международным участием «Профилактическая медицина-2020», «Актуальные вопросы гигиены», «Здоровье населения и качество жизни», «Современная эпидемиология: междисциплинарная платформа», «Мечниковские чтения – 2020».

13. Продолжить дальнейшее развитие независимой системы мониторинга образовательных процессов и совершенствование индикаторов результативности и эффективности учебного процесса.

14. Продолжить системную модернизацию информационных систем и материально-технической базы учебного процесса.

15. Продолжить формирование комфортной социальной среды университета для личностного и профессионального развития работников, студентов и слушателей, реализовать не менее 15 проектов в год.

 

Научная деятельность

1. Повышение качества фундаментальных и прикладных научных исследований и выполнение научных исследований на высоком методическом уровне.

2. Продолжить формирование кластера научно-исследовательской деятельности в соответствии с актуальными потребностями сферы высшего и послевузовского образования, особенностями подготовки специалистов медико-профилактического и лечебного профиля, особенностями региональной системы здравоохранения и Роспотребнадзора.

3. Продолжить работу по сохранению и развитию научных медицинских школ Университета.

4. Организация деятельности по выполнению программ научных исследований в рамках государственного задания Министерства здравоохранения Российской Федерации.

5. Реализация плана научно-практических мероприятий СЗГМУ им. И.И. Мечникова на 2020 год.

6. Организация и проведение конференции молодых ученых и специалистов «Трансляционная медицина».

7. Организация и проведение ежегодного смотра-конкурса научных и научно-исследовательских работ.

8. Организация и проведение ежегодного конкурсного отбора на получение именного гранта проф. Э.Э.Эйхвальда.

9.  Организация и проведение ежегодного конкурса инновационных проектов молодых ученых в рамках научно-практической конференции «Молодежь и инновации».

10. Организация и проведение конкурсного отбора молодых ученых для участия в грантовой программе «У.М.Н.И.К.».

11. Расширение взаимодействия Университета с органами государственной власти, местного самоуправления, образовательными профильными учреждениями, медицинскими и профилактическими учреждениями, развитие международного сотрудничества с профильными ВУЗами и научно-исследовательскими организациями (ни менее 30 договоров).

 

Клиническая деятельность

1. Продолжить работу по улучшению качества оказания медицинской помощи стационарным и амбулаторным пациентам.

2. Выполнить Государственное задание на оказание высокотехнологичной медицинской помощи и планового задания, установленного в системе ОМС.

3. Продолжить развитие технологий телемедицины для помощи лечебным учреждениям Северо-Запада России.

4. Продолжить внедрение разработок в практику здравоохранения путем применения протоколов клинической апробации.

5. Продолжить интеграцию лабораторно-диагностического оборудования с электронной версией истории болезни на всех площадках Университета.

6. Реконструкция существующей учебно-научно-клинической базы.

7. Максимально использовать потенциал профессорско-преподавательского состава в лечебной и консультативной работе бюджетной и внебюджетной деятельности клиник Университета.

 

Кадровая и социальная работа

1. Продолжить совершенствование механизмов системы эффективного контракта с целью повышения качества работы сотрудников университета, повышения мотивации и производительности труда.

2. Продолжить реализацию программы «Кадровый резерв Университета», направленной на отбор и работу с талантливой молодежью со студенческой скамьи для подготовки будущих научно-педагогических и медицинских кадров.

3. Продолжить плановое сокращение штатной численности АУП и АХП.

4. Обеспечить 100% повышение квалификации ППС по медицинским специальностям и педагогике в соответствии с нормативными требованиями.

5. Обеспечить 100% аттестации профессорско-преподавательского состава университета в установленные сроки.

6. Повышение уровня средней заработной платы профессорско-преподавательского состава университета до 200% средней заработной платы по промышленности в Санкт-Петербурге.

 

Развитие инфраструктуры

1. Продолжить плановую оптимизацию коечного фонда университета.

2. Провести реконструкцию инженерных сетей Университета в соответствии с планом и бюджетом.

3. Продолжить плановый перевод всего высокотехнологичного медицинского оборудования Университета на безаварийный уровень энергообеспечения.

4. Обновить парк оборудования для ЦСО и дезинфекции (Кирочная, 41; Пискаревский пр., 47).

5. Создать центральный архив баз данных изображений (снимков) и видео файлов исследований пациентов на оборудовании: УЗИ, рентген, КТ, МРТ.

 

 

ИНДИКАТОРЫ РАЗВИТИЯ  ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА на 2020 г.

 

Образовательная деятельность

п/п

Наименование параметра

Исходные показатели

Индикаторы развития

Ответственные исполнители

1.

Программы ВО, соответствующие ФГОС по специальностям:

 

Лечебное дело

Медико-профилактическое дело

Стоматология

 

Магистратура

Интернатура

Ординатура

Аспирантура

 

 

Реализация программ на 1-4 курсах

 

 

 

 

 

 

 

на 1-6 курсах

 

 

на 1-2 курсах

 

 

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

2.

Программы ДПО:

- ТУ

- ОУ

- ПП

520

70

 

565

70

 

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

3.

Программы дистанционного обучения (кол-во реализованных программ).

16

18

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

4.

Доля лекций и семинаров, проведенных с использованием мультимедийных методов обучения, %

60

65

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

5.

Доля занятий, проведенных с привлечением активных форм обучения, %

9

18

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

6.

Количество врачей и студентов, обученных в тренинг-центре и учебных (симуляционных) лабораториях.

3000

3200

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

7.

Количество студентов, не имеющих задолженностей на 1 день сессии, %

87

88

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

8.

Количество студентов, получающих стипендию, %

40

41

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

9.

Количество студентов, закончивших обучение с дипломом с отличием, %

15

16

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

10.

Доля студентов, успешно прошедших интернет-тестирование, %

70

72

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, деканы факультетов

11.

Численность иностранных студентов среди выпускников, освоивших программы специалиста, %

9

9

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления, декан факультета иностранных учащихся

12.

Программы информирования и подготовки абитуриентов

14

14

Начальник отдела довузовской подготовки и работы с абитуриентами

13.

Средний балл ЕГЭ студентов, принятых по результатам ЕГЭ.

ЛФ - 234

 

МПФ -208

234

 

212

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления

14.

Доля ППС, имеющих ученую степень не ниже кандидата наук.

82

82

Проректор по учебной работе, проректор по науке и международному сотрудничеству

15.

Доля ППС, прошедших повышение квалификации

по специальности

по педагогике.

 

 

100

100

 

 

100

100

Проректор по учебной работе, начальник учебного управления

16.

Количество компьютерных классов.

28

28

Проректор по материально-техническому обеспечению, начальник управления информатизации и связи

17.

Количество аудиторий, укомплектованных аудиовизуальными средствами обучения.

20

22

Проректор по учебной работе, проректор по материально-техническому обеспечению, начальник управления информатизации и связи

 

АНАЛИЗ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА РУКОВОДСТВОМ ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. МЕЧНИКОВА за 2019 год

1. Анализ достижения целей

Анализ выполнения Политики в области качества и стратегических целей ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И. И. Мечникова в области качества, установленных на 2017 год, показал следующие результаты:

Продолжено развитие системы управления университетом.

  • Продолжена реструктуризация университета в соответствии с новыми условиями и установленными задачами.
  • Обновлена система менеджмента качества (СМК) в соответствии с требованиями стандарта ИСО 9001 версии 2015 г., оптимизирована процессная модель и соответствующая документированная информация.
  • Продолжено улучшение системы мониторинга процессов, оценки качества образовательной деятельности и анализа удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон.
  • Продолжена модернизация информационной системы управления университетом. 
  • Совершенствовались подходы к анализу и оценке внутренней и внешней среды университета на основе инструментов качества, методов стратегического анализа и управления рисками.
  • Проведена работа по формированию риск-ориентированного мышления в управлении вузом.

Модернизация образовательной деятельности университета осуществлена по следующим направлениям:

  • Выполнено государственное задание подготовки специалистов по контрольным цифрам приема по основным образовательным программам высшего образования на 99% и по дополнительным профессиональным образовательным программам на 95%.
  • Независимая оценка уровня остаточных знаний в конце 1 курса по трем предметам проведена пятый год подряд и достигла охвата 100% студентов.
  • Продолжена реструктуризация кафедр Университета, оптимизирована их штатная структура в соответствии с актуальными задачами развития образовательных программ.
  • Подготовлена база на портале дистанционного обучения для создания «Единого центра тестирования знаний». Завершено формирование базы тестовых заданий и проведена их частичная апробация.
  • Организовано проведение независимого экзамена совместно с Рособрнадзором в тестовом режиме.
  • Введен в эксплуатацию и начал в полном объеме работу аттестационно-обучающий симуляционный центр.
  • Введены в образовательный процесс симуляторы по ряду учебных дисциплин, разработана и апробирована методика их применения.
  • Организовано участие в программе непрерывного медицинского и фармацевтического образования (НМО).
  • Объем библиотечного фонда увеличился в 2017г. на 27000 единиц хранения.
  • Электронный каталог библиотеки прошел успешную апробацию.
  • Осуществляется регулярная подписка на электронные библиотечные системы и тестовый доступ к электронным базам учебной и научной информации, которые покрывают потребности в информационно-библиотечном обеспечении образовательных программ университета, и выросли за прошедший год на 25%
  • Развивается академическая мобильность студентов
  • Развиваются электронные образовательные ресурсы университета на платформе www.moodle.szgmu.ru: по каждой учебной дисциплине размещены учебно-методические материалы и фонды оценочных средств.

Развитие научной и инновационной деятельности университета осуществлено по следующим направлениям:

  • Зарегистрировано общее количество патентов в 2017г.-  20, опубликованы 92 монографии, реализуется 24 научных проекта.
  • Общее количество публикаций возросло в 1,9 раза, количество цитирований – в 5 раз в сравнении с 2013 годом.
  • Диверсифицировано сетевое взаимодействие с образовательными учреждениями, научно-исследовательскими, медицинскими и иными организациями и предприятиями, в том числе, зарубежными (38 постоянных партнеров из 18 стран мира).
  • В рамках Арктического территориального инновационного кластера и Научно-образовательного медицинского кластера Северо-Западного федерального округа «Северный» (пр. Минздрава России №844 от 26 ноября 2015 г.) создана нормативная документация, создано общее информационное пространство, разработана тематика совместных НИР.
  • Количество публикаций в зарубежных научных журналах, цитируемых в базах Scopus и Web of Science возросло до 82 (73 в 2016 г.).
  • Организовано участие студентов в научно-инновационной деятельности, получены 2 гранта.

Развитие кадрового потенциала университета осуществлено по следующим направлениям: Университета

  • Проходит оптимизация кадрового состава: общая численность сотрудников Университета снизилась с 5023 (2016г.) до 4757 чел. в 2017 г.
  • Продолжается интеграция образовательного и клинического процессов Университета. Общая численность ППС – 1380, из них – 967 имеют клиническую нагрузку, в том числе: из них – 286 работают на клинических базах Университета, 61 совмещают осуществление преподавательской деятельности с работой в клинике на условиях внутреннего совместительства (20%).
  • Снижается средний возраст ППС, снижается количество внешних совместителей, растет количество внутренних совместителей.
  • Реализуется программа «Кадровый резерв», которая начинается с отбора талантливой молодежи в профильном университетском лицее и заканчивается подготовкой кадров высшей квалификации в аспирантуре и в рамках защиты диссертаций на соискание ученой степени кандидата и доктора наук.
  • Достигнуты плановые показатели повышения квалификации персонала, в том числе ППС.
  • Работает система эффективных контрактов для сотрудников Университета.

Развитие воспитательной деятельности осуществлено по следующим направлениям:

  • осуществлены 132 мероприятия по формированию системы гражданско-патриотического воспитания студентов, приобщению их к ценностям отечественной и мировой культуры,
  • продолжено совершенствование системы студенческого самоуправления,
  • продолжено привлечение студентов к здоровому образу жизни и занятию физической культурой и спортом,
  • организовано участие студентов в антикоррупционной деятельности.

Анализ подтвердил, что цели Университета в области качества разрабатываются коллегиально с привлечением необходимых специалистов и экспертов, соответствуют Программе стратегического развития университета и Дорожной карте, детализируются по всем подразделениям и в основном достигаются.

 

2. Анализ удовлетворенности заинтересованных сторон

Анализ удовлетворенности охватывает следующие категории заинтересованных сторон – студентов, пациентов, сотрудников университета, учредителей и общественность.

Основные акценты в исследованиях: качество образовательного процесса; противодействие коррупции; качество организации практики; качество преподавания.

Мониторинг удовлетворенности студентов качеством образовательного процесса проводится выборочно в течение учебного года. Мониторинг выпускников – через месяц после выпуска.

В 2017 году в анкетировании приняли участие боле 3800 студентов 1‑6 курсов лечебного, медико-профилактического, стоматологического факультетов и факультета иностранных обучающихся, что составило 81% от обучающихся по программам специалитета. Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм распределения мнения студентов по 10 балльной шкале, пороговым принимается значение в 8 баллов.

Удовлетворенность образовательным процессом в 2017 г. составила:

- Лечебный факультет – 9,5 балла (из 10)

- Медико-профилактический факультет – 8,6 баллов

- Стоматологический факультет – 7,8 баллов

- Факультет иностранных учащихся – 9,1 баллов

 

Все отчеты по результатам мониторинга представлены руководству Университета, а также по запросу – учредителю и надзорным организациям.

Все материалы по мониторингу размещены в файловом хранилище Университета и в системе moodle для организации доступа пользователей.

 

3. Мониторинг успеваемости студентов.

Мониторинг основных профессиональных образовательных программ осуществляется учебным управлением, деканатами и кафедрами. Анализу подвергаются результаты промежуточной аттестации: средний балл, количество неудовлетворительных оценок / задолженностей, количество отчисленных и причины отчисления. Также анализируются результаты итоговой аттестации, замечания и предложения председателей ГЭК. Обобщенный анализ проводится в деканатах и на ректорате в конце учебного года.

Интернет-тестирование студентов 1 курса проводилось в период с 10 сентября по 20 октября 2017 г. За указанный период тестирование прошли 36 групп лечебного факультета (22 бюджетных и 14 внебюджетных), 13 групп медико-профилактического факультета и 6 групп стоматологического факультета. Тестирование проходили по предметам химия, биология и русский язык, школьный курс.

Независимое тестирование сформированных компетенций студентов выпускных курсов и подготовка к первичной аккредитации специалистов проходит в 4 этапа со 100% охватом выпускников.

 

4. Анализ результатов внутренних аудитов

В 2017 г. внутренние аудиторы университета провели 16 аудитов, в ходе которых были проверены 16 структурных подразделений. Выявлено 16 несоответствий и замечаний. По результатам внутренних аудитов составлен план устранения несоответствий и сформулированы мероприятия, осуществление которых может существенно улучшить результаты основных и вспомогательных процессов СМК Университета (таблица 1).

 

Таблица 1 Результаты внутренних аудитов СМК (2017 г.)

Показатель

Согласно программе аудитов

Фактически

Нарушение срока / требований

Количество несоответствий

Меры по улучшению

Результаты внутренних аудитов основных и вспомогательных процессов СМК

Количество проведенных аудитов

16

16

-

 

15

1.     Развитие мониторинга удовлетворенности потребителей на уровне структурных подразделений.

2.     Уточнение порядка выполнения процессов, границ ответственности и полномочий.

3.     Уточнены показатели результативности процессов.

4.     Уточнены риски и меры их обработки (предупреждающие действия).

Количество проверенных подразделений

16

16

 

5. Анализ несоответствий, реализация корректирующих действий

Несоответствия, выявленные в ходе внешнего аудита, являются несущественными. Причины, как правило, связаны с недостаточной информированностью исполнителей, руководителей структурных подразделений в области управления документированной информацией, в области измерения удовлетворенности потребителей. В связи с этим, запланированные корректирующие действия направлены на обучение руководителей структурных подразделений и исполнителей по выявленным областям управления и оказания им своевременной консультативной поддержки.

Однако ряд проблем носят системный характер и являются общими:

- развитие учебно-методической базы не обеспечено в достаточной мере ресурсами: на некоторых кафедрах требуется ремонт аудиторий и замена мебели,

- нерационально планируется учебная нагрузка преподавателей и аудиторный фонд,

- нерационально планируется учебная нагрузка в компьютерных классах университета,

- симуляционный центр не в полной мере включен в практическую подготовку врачей.

 

 

 

6. Актуализации документированной информации СМК

                В 2017 году актуализация документации СМК Университета включала уточнение параметров мониторинга, показателей результативности и управления рисками в соответствии с целями по качеству и изменившимися условиями деятельности. Пересмотр охватывает также уточнение выполнения требований СМК, представленных в Руководстве по качеству.

                Продолжено совершенствование показателей и критериев результативности процессов, алгоритмы процедур их выполнения, совершенствование методов мониторинга и оценки результативности.

 

7. Рекомендации по улучшению СМК

                Рекомендации по улучшению СМК на основании анализа данных по всем разделам отчета и предложений по улучшению процессов СМК направлены на распространение информации о новых требованиях стандарта ИСО 9001 версии 2015 года, обучение персонала, формирование риск-ориентированного мышления, информирование персонала и рациональное применение документированной информации.

Актуальной на текущий год является задача интеграции задач системы менеджмента качества и внутренней независимой системы оценки качества по основным профессиональным образовательным программам по следующим направлениям:

1. Интеграция ресурсов на обеспечение качества.

2. Информирование и обучение ППС и учебно-вспомогательного персонала по вопросам качества образования и СМК.

3. Подготовка аудиторов и экспертов по качеству в системе независимой оценки, профессионально-общественной и общественной аккредитации, экспертов конкурсов по качеству из числа внутренних аудиторов СМК и наиболее подготовленных преподавателей.

4. Развитие механизмов независимой оценки качества образования, участие в добровольных системах оценки, в рейтингах и конкурсах по качеству.

5. Подготовка и представление на профессионально-общественную аккредитацию образовательных программ бакалавриата, специалитета и аспирантуры.

6. Внедрение в практику новых методов мониторинга и оценки качества образовательного процесса, в том числе с использованием специальных компьютерных приложений, платформ электронного обучения и социальных сетей.

7. Совершенствование показателей и критериев мониторинга и оценки качества образовательного процесса.

8. Обеспечение механизмов обеспечения гарантий качества в период подготовки университета к государственной аккредитации в 2019 году. 

 

ДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

Документация СМК Университета предназначена для документального оформления, хранения, обработки и использования необходимой для управления информации и данных, информирования персонала о порядке выполнения процессов и работ, определения границ ответственности и полномочий, а также фиксации результатов деятельности.

Общие принципы управления документацией.

1. Характер и степень документированности должны отвечать законодательным, нормативным актам системы ВПО и ДПО и другим обязательным требованиям, потребностям и ожиданиям потребителей и других заинтересованных сторон, а также удовлетворять требованиям Университета.

2. Для обеспечения соответствия документации потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон при управлении документации учитываются:

−   использование Университетом национальных, региональных и отраслевых стандартов системы образования;

−   соответствующие законодательные, нормативные и другие обязательные требования;

−   контрактные требования потребителей и других заинтересованных сторон;

−   решения Ученого Совета Университета;

−   информация о потребностях и ожиданиях заинтересованных сторон.

3. Доступ к документированной информации предоставляется работникам Университета с учетом должностных обязанностей и другим заинтересованным сторонам по мере необходимости.

4. Все документы до их выпуска проходят проверку путём согласования их со всеми заинтересованным лицами и, при необходимости, коллективного обсуждения.

5. По мере необходимости (по истечению срока действия или по инициативе руководителей процессов) проводится анализ, актуализация и переутверждение документов.

6. Все изменения в переутверждённых документах доводятся до заинтересованных лиц, а также идентифицируется статус пересмотра документов.

7. Документы оперативно доводятся до исполнителей.

8. Документы внутреннего происхождения сохраняются в чётком виде и легко идентифицируются по журналам регистрации. Электронные копии распорядительных документов руководства Университета хранятся в файловом хранилище электронной базы данных Университета.

9. Документы внешнего происхождения подлежат идентификации и учёту. Их регистрация, обработка и рассылка осуществляется оперативно и контролируется руководителем процесса.

10. Все виды документации по истечении текущего года комплектуются в отдельные папки и передаются на хранение в архив.

11. Для предотвращения непреднамеренного использования устаревшей документации проводится отслеживание их полного изъятия из оборота, о чём делаются записи в специальном реестре и отметки в информационной базе.

 

В Университете определена документированная информация и соответствующая документация, необходимая для разработки, внедрения и поддержания в рабочем состоянии СМК и поддержки результативного и эффективного выполнения процессов.

Документация СМК  включает:

Политику в области качества. 

Цели и планы в области качества.

Руководство по качеству.

Книгу процессов.

Документированные процедуры по процессам.

Функциональные обязанности и должностные инструкции персонала.

Формы документов для регистрации документированной информации (записей).

Управление документированной информацией

 

Записи по СМК ведутся и поддерживаются в рабочем состоянии для предоставления свидетельств соответствия требованиям и результативности функционирования СМК.

Записи СМК включают:

- записи по результатам анализа СМК со стороны руководства;

- записи по обучению персонала;

- записи по результатам анализа требований к образовательной деятельности;

- записи по результатам оценки поставщиков;

- результаты внутренних аудитов;

- результаты устранения несоответствий и корректирующих действий;

- записи по идентификации и прослеживаемости;

- записи, касающиеся  несоответствий.

 

Актуальная документация системы менеджмента качества Университета размещена в файловом хранилище университета:

N:\Файловое_хранилище\04_Учебная_работа\10_Центр_мониторинга\01_Система_менеджмента_качества.

 

ПРОЦЕССНАЯ МОДЕЛЬ ФГБОУ ВО СЗГМУ ИМ. И.И. МЕЧНИКОВА

СМК СЗГМУ им. И. И. Мечникова следует основным принципам, установленным стандартом ISO 9001:2015, построена в виде процессно-ориентированной системы управления, интегрирующей процессы и их параметры для достижения целей, создания ценности внешним и внутренним потребителям и контролируемое улучшение качества.

При планировании и разработке различные процессы определены и документированы с такой степенью подробности, которая требуется для понимания исполнителями и надежного достижения результата, исходя из конкретных условий.

Применение процессного управления позволяет университету корректно распределять акценты на наиболее важных процессах и их результатах, улучшать понимание процедур выполнения процессов, их взаимосвязь и взаимовлияние, систематически управлять планированием, выполнением, контролем и улучшением процессов, рационально использовать ресурсы и определять ответственность, согласовывать цели и ожидаемые результаты, способствовать повышению удовлетворенности внешних и внутренних потребителей, способствовать повышению доверия в организации.

Риск-ориентированное мышление, применяемое в процессном подходе, позволяет на этапе планирования оценить риски и снизить их до приемлемого уровня путем разработки предупреждающих действий и мер по снижению возможных последствий.

Механизмом реализации и улучшения процессов является цикл Э. Деминга – PDCA, который означает следующее:

PLAN – планирование – включает разработку и документирование процессов, процедур их выполнения и необходимых параметров,

DO – выполнение – включает строгое применение разработанных процедур и управление запланированными действиями,

CHECK – проверка результативности, - включающая измерение и мониторинг параметров процессов, использование механизмов «встроенного» в процессы контроля, самоконтроля, внутренних аудитов и внешних согласованных оценок,

ACT – коррекция – включает меры по улучшению процессов, устранение несоответствий и их причин.  

Основу СМК составляют процессы трех типов – основные, управленческие и вспомогательные – которые представлены в книге процессов (файловое хранилище) и в документированных процедурах.

Процессы СМК внедрены, поддерживаются в рабочем состоянии, ведется деятельность по постоянному их улучшению, повышению эффективности и результативности.

Результативность процессов СМК как при осуществлении, так и при управлении обеспечивается за счет установленных следующих характеристик процессов:

входных и выходных требований к качеству для каждого выделенного процесса; 

нормативной базы процессов и другой применимой документированной информации, включая записи;

процессных шагов и функций, а также ответственности за порядок выполнения деятельности по процессам;

критериев и методов оценки результативности процессов; 

ресурсов и механизмов обеспечения процессов.

Для всех идентифицированных процессов осуществляется анализ рисков, а также предусмотренные в процессах СМК мониторинг и измерение. На основе полученных данных осуществляется  постоянное улучшение деятельности и результатов.

https://szgmu.ru/upload/images/2018/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%86%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C%20%D0%A1%D0%97%D0%93%D0%9C%D0%A3.jpg

 

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter