Кафедра инновационных технологий в медицине и образовании
Кафедра инновационных технологий в медицине и образовании
Адреса: г. Санкт-Петербург, Заневский пр., д.1/82, 9 подъезд, 4 этаж;
Пискаревский проспект 47 32 павильон 4 этаж
Телефоны: 8-812- 303-50-00, доб:2493, 303-50-00, доб: 8627
История кафедры
Кафедра инновационных технологий в медицине и образовании была основана в 2023 г. на базе двух кафедр: кафедры педагогики, философии и права и кафедры новых технологий обучения.
Кафедра педагогики, философии и права была создана в 1997 г. решением Ученого совета Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования (СПбМАПО) как кафедра педагогики высшей медицинской школы. Вначале кафедра была предназначена только для повышения квалификации преподавателей СПбМАПО, но довольно быстро стала проводить занятия для аспирантов. Поскольку доказательная медицина является важнейшим компонентом оценки современных знаний в медицине, на кафедре первой в стране был открыт курс по доказательной медицине и биостатистике. В 1998 г. к кафедре был присоединен курс философии, а в 2006 г. – курс медицинского права, и стали организовывать циклы по медицинскому праву для сотрудников медицинских организаций, а также преподавателей. Когда СПбГМА им. И.И. Мечникова и СПбМАПО были объединены в форме слияния, то в составе Университета оказались сразу две кафедры, преподававшие педагогику, и две кафедры, преподававшие философию аспирантам. В 2014 году на основании решения Ученого совета СЗГМУ им. И.И. Мечникова кафедры были объединены с сохранением названия кафедры педагогики, философии и права. С момента образования кафедры педагогики в СПбМАПО и после слияния кафедр ею заведовал доктор медицинских наук Святослав Леонидович Плавинский.
Плавинский С.Л.
Кафедра новых технологий обучения была организована в СПбГМА им. И.И. Мечникова в 2002 г. и являлась правопреемницей факультета подготовки и повышения квалификации преподавателей (ФППК), который был организован в академии в феврале 1968 г. Возглавляла кафедру д.м.н., доцент Трегубова Елена Сергеевна.
Трегубова Е.С.
Сотрудниками кафедры были разработаны программы тематического усовершенствования, повышения квалификации специалистов - преподавателей медицинского образовательного учреждения, а также критерии оценки качества их подготовки на различных этапах обучения.
В современных условиях значительно повышаются требования, предъявляемые к выпускникам медицинских вузов, к высшему медицинскому образованию, поэтому существовавшая до последнего времени информационная модель медицинского образования должна стать моделью формирования творческой личности. Основная роль здесь принадлежит педагогу, так как качество образовательной услуги напрямую зависит от профессионализма преподавателей, от их профессионального отношения к работе, к преподаваемому предмету.
Задачи педагога - не просто передать обучающимся все более увеличивающийся объем знаний по специальности, а научить его мыслить самостоятельно, искать нужную информацию и использовать ее творчески. Поэтому знакомство преподавателей с инновационными технологиями, внедрение в педагогический процесс современных достижений педагогики, психологии, информатики приобрело особую актуальность. Именно понимание этого факта стало решающим в принятии администрацией вуза решения о создании самостоятельной кафедры новых технологий обучения.
На кафедре работали педагоги, психологи, специалисты по информационным технологиям, специалисты по методической работе, специалисты по управлению качеством, философы.
Сотрудники кафедры
|
Остапенко Вероника Михайловна – заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, доцент Образование: В 1992 г. окончила Смоленский государственный медицинский институт по специальности «Лечебное дело», в 1994 г – ординатуру по терапии. В 2011г. прошла профессиональную переподготовку по педагогике и психологии, в 2015 г. – по социальной работе, а с 2018 г. – по организации здравоохранения и общественному здоровью. Образовательная деятельность: Начало педагогической деятельности, в качестве преподавателя истории медицины - 1993 год в Смоленском государственном медицинском институте С 2004 г. по 2019 г. – заведующая кафедрой философии, биоэтики, истории медицины и социальных наук. Преподаваемые дисциплины:
Научная деятельность: В 1998 г. защитила кандидатскую, а в 2006 г. – докторскую диссертацию по научной специальности история науки и техники (история медицины). В 2005 г. присвоено звание доцента. Является автором и соавтором 28 учебно-методических пособий, 3 монографий, более 80 научных статей. Под руководством В.М. Остапенко выполнено и защищено 2 кандидатских диссертации. Неоднократно выступала оппонентом кандидатских и докторских диссертаций. Профессиональные достижения: Организатор междисциплинарных и всероссийских научно-практических конференций с международным участием «Сохрани мне жизнь». В 2014 г. - руководитель научного проекта (грант РФФИ). Имеет опыт работы в должности декана, под руководством выполняла организационную работу по созданию нового психолого-социального факультета по двум направлениям подготовки «Социальная работа» и «Клиническая медицина». Официальный эксперт Росаккредагенства. С 2019 по 2023 гг. – заведующий отделом ординатуры СЗГМУ им. И.И. Мечникова. С 2023 по настоящее время – начальник учебного управления СЗГМУ им. И.И. Мечникова Общественная деятельность: Более 10 лет выполняла обязанности руководителя редакционно-издательского отдела вуза, главного редактора малотиражной газеты СГМУ «За медицинские кадры». Опыт в работе локального этического комитета СГМУ. Являлась в разные годы членом редколлегии ВАК-рецензируемых журналов «Вестник СГМА», «История медицины». В.М. Остапенко входит в состав президиума Российского общества историков медицины. Неоднократно выступала экспертом в различных конкурсах, проводимых Департаментом Смоленской области по образованию и науке и делам молодежи. Является научным экспертом программы «Святость материнства» Фонда Андрея Первозванного с 2014 г., научный консультант и лектор научно-практических семинаров «Репродуктивное здоровье женщины: современные медицинские, психолого-социальные, этические аспекты» (Москва, Санкт-Петербург, Минск, Бобруйск, Белгород, Архангельск, Казань и др.). В.М. Остапенко имеет благодарность от миссионерского отдела Смоленской и Вяземской епархии, от Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, награждена грамотой министерства здравоохранения РФ, грамотой комитета по здравоохранению Совета Федерации. Электронная почта: Veronika.Ostapenko@szgmu.ru |
|
Кокоренко Виктория Леонидовна – доцент кафедры, кандидат психологических наук, доцент Образование: В 2006 г. защитила диссертацию кандидата психологических наук по специальности 19.00.04 – медицинская психология в Санкт-Петербургском институте психологии и социальной работы; РГПУ им. А.И. Герцена. Является автором более 120 опубликованных научных и учебно-методических работ. Образовательная деятельность: Преподаваемые дисциплины:
Сфера научных интересов: Арт-терапия, проблемы психического здоровья и психологического благополучия человека, психология личности, профессиональная коммуникация, развитие личности и психологическое сопровождение профессионала, проблемы профессионального здоровья, психологическое консультирование. Автор-разработчик программ для слушателей дополнительного профессионального образования, в том числе различных авторских арт-терапевтических семинаров и мастер-классов. Является автором арт-технологического подхода в арт-терапии. Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка:
Общественная деятельность: 1. Член научной проблемной комиссии № 9 «Нервные и психические болезни». 2. Приказом Комитета по образованию Санкт-Петербурга является экспертом по аттестации педагогических работников. 3. Член жюри олимпиад и конкурсов «Ассоциации гимназий Санкт-Петербурга». Электронная почта: viktoriya.kokorenko@szgmu.ru |
|
Алферова Наталья Валерьевна – преподаватель кафедры Образование: В 2008 закончила Санкт-Петербургскую государственую педиатрическую медицинскую академию (специальность 31.05.02 Педиатрия). 2008-2009 интернатура в СПбГПМА по специальности 31.05.02 Педиатрия. 2010 ординатура на СПбГУ по специальности 31.05.02 Педиатрия. Закончила в 2014 г (декретный отпуск) 2022-2024 Магистратура СЗГМУ им И.И. Мечникова Сфера научных интересов: общественное здравоохранение Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка: 2017 ПП Ультразвуковая диагностика и ПП Нефрология 2019 ПК Педиатрия 2020 циклы «Нормативные документы по COVID-19: Временные методические рекомендации (Версия 4.0); Приказ Минздрава России №198н с изменениями от 27.03.2020» «Диагностика, лечение, профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в первичной медико-санитарной помощи на дому» «Хроническая болезнь почек и современные методы кардионефропротекции»-36 час Курс он-лайн «Digital-преподаватель» РАНХиГС, 2021 «Первичная профилактика и ятрогения в клинике внутренних болезней»-36 час «Клиническая нефрология и диализ» -216 час. «Перитониальный диализ»-36 час 2024 -ПК «Использование активных методов обучения в ВУЗе в условиях реализации ФГОС» Образовательная деятельность: Преподаваемые дисциплины:
Электронная почта: Natalya.Alferova@szgmu.ru |
|
Бершева Мария Владимировна – преподаватель кафедры Образование: Уральский государственный университет имени А.М. Горького (сейчас - федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»), философский факультет (специалитет), специальность «социальная философия», 2008г. Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка: «Преподавание дисциплины «История медицины», «Разработка и реализация образовательных компонентов на основе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий» Образовательная деятельность: Преподаваемые дисциплины:
Сфера научных интересов: социальная философия, риторика, теория коммуникации, философская антропология Общественная деятельность: член Локального этического комитета ФГБОУ ВО СЗГМУ им. И.И. Мечникова Минздрава России Электронная почта: Mariya.Bersheva@szgmu.ru |
|
Витовщик Александра Сергеевна – преподаватель кафедры Образование: Закончила РГПУ им А.И. Герцена , бакалавриат общая психология, магистратура социальная психология в образовании. Магистр психолого-педагогического образования Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка: 1. Технологии и методики индивидуальной профилактической работы в организациях социального обслуживания населения с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в т. ч. в части профилактики зависимого поведения - СПБ ГБУ ГИМЦ "СЕМЬЯ"2020г 2. «Эффективный менеджмент в структурном подразделении организации социального обслуживания населения» - Санкт-Петербургский государственный институт психологии и социальной работы 2020г. 3. «Обеспечение согласованности действий органов власти и организаций по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций» по категории «Члены комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности организаций». - Санкт-Петербургский ГКУ ДПО «УМЦ ГО и ЧС 2020г Сфера научных интересов: 1. Психология отклоняющегося поведения 2. Социально-психологическая профилактика личностного деструктива 3. Система профилактики и мер психологической реабилитации социального сиротства 4. Ресоциализация лиц с зависимым и созависимым поведением. Образовательная деятельность:
Общественная деятельность: руководитель службы социально-психологической помощи обучающимся СЗГМУ им И.И. Мечникова, ассистент кафедры общей и социальной психологии РГПУ им. А.И. Герцена Электронная почта: A.Tolkacheva@szgmu.ru |
|
Макшакова Мария Алексеевна - старший преподаватель кафедры, заведующий учебной частью Образование: В 2018 году окончила магистратуру в РГПУ им. А.И. Герцена по направлению Педагогика Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка:
Сфера научных интересов: Педагогические условия подготовки студентов медицинских вузов к прохождению первичной аккредитации по специальности. В настоящий момент является соискателем 2 года в ЯГПУ им. К.Д. Ушинского для подготовки к написанию кандидатской диссертации по данной теме: Педагогические условия подготовки, влияющие на успешное прохождение первичной аккредитации по специальности Образовательная деятельность: дисциплины «Коммуникативные навыки», «Педагогика» Общественная деятельность: помощник директора института стоматологии. Взаимодействие и обучающимися с 1 по 5 курс института стоматологии Электронная почта: Mariia.Makshakova@szgmu.ru |
|
Сатыго Екатерина Игоревна – преподаватель кафедры Образование: ЛГУ им. А.С. Пушкина. Факультет психологии личности Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка: Кризисная психология, Управление персоналом, Первая помощь Сфера научных интересов: Психология труда Образовательная деятельность: Кафедра инновационных технологий СЗГМУ им.И.И.Мечникова; Тренинги для врачей и медицинского персонала Учебного центра "Витаника" Общественная деятельность: Волонтер проекта "Мы вместе" Электронная почта: ekaterina.satygo@szgmu.ru |
|
Синельникова Милена Валерьевна – преподаватель кафедры Образование:
Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка:
Сфера научных интересов: наставничество в здравоохранении, педагогические условия подготовки наставников, педагогика медицинского образования Образовательная деятельность: дисциплина «Основы проектной и научной деятельности», дисциплина «Педагогика» Электронная почта: Milena.Sinelnikova@szgmu.ru |
|
Трегубов Алексей Викторович – преподаватель кафедры, кандидат медицинских наук Образование: В 2009 году окончил СПбГМА им. И. И. Мечникова с отличием. После окончания интернатуры по терапии в 2010 году в СЗГМУ им. И. И. Мечникова и клинической ординатуры по кардиологии в СЗГМУ им И.И. Мечникова прошел обучение на курсе профессиональной переподговки с правом допуска к ведению профессиональной деятельности по специальности «Преподаватель высшей школы» в СЗГМУ им. И. И. Мечникова и профессиональной переподговки по специальности «Функциональная диагностика» в ПСБГМУ им.И.П.Павлова. Проходил обучения на курсах повышения квалификации в соответствии с требованиями не реже 1 раза в 5 лет по клиническим специальностям, не реже 1 раза в 3 года по педагогике. В 2020 году защитил диссертацию на соискание степени кандидата медицинских наук по теме «Электрокардиографические и эхокардиографические предикторы эффективности антиаритмической терапии и интервенционного лечения фибрилляции предсердий». Автор 48 научных трудов, в том числе 4 глав в монографиях. Сфера научных интересов: Проблемы применения и возможности совершенствования дистанционных образовательных технологий в медицинской высшей школе. Диагностика и лечение нарушений липидного обмена и атеросклероза, нарушений ритма сердца; функциональная диагностика в кардиологии. Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка: С 21 апреля по 12 мая 2023 года на курсе «Методология обучения врачей в системе непрерывного медицинского образования» Образовательная деятельность: С 2012 года (Санкт-Петербургский государственный университет, Северо-Западный государственный медицинский университет им. И.И.Мечникова МЗ РФ). Общественная деятельность: Член Российского кардиологического общества; European Atherosclerosis society; Региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга», член Совета региональной общественной организации «Врачи Санкт-Петербурга». Член комиссии по профессионально-общественной аккредитации образовательных программ Совета по профессиональным квалификациям Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата». Электронная почта: altregubov@mail.ru |
|
Чеканова Мария Валериевна – преподаватель Образование: Училась в ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» с 2013 по 2019 гг. Получила диплом бакалавра с отличием по направлению подготовки «Бизнес-информатика», направленность: Управление бизнес-процессами. Получила диплом магистра с отличием по направлению подготовки: «Прикладная информатика». В рамках обучения в бакалавриате и магистратуре были изучены дисциплины, посвященные проектной и научной деятельности. Сфера научных интересов: проектная деятельность, педагогика медицинского образования Повышения квалификации/ Профессиональная переподготовка:
Профессиональная переподготовка:
Образовательная деятельность: дисциплина «Основы проектной и научной деятельности», дисциплина «Педагогика» Электронная почта: Mariya.Chekanova@szgmu.ru |
|
Колядинская Римма Витальевна – старший лаборант |
|
Артюшкина М.С. – старший лаборант |
|
Никулина Мария Игоревна – старший лаборант |
|
Сергиенко Данута Владимировна - лаборант |
Основные научные труды
- Остапенко, В.М. Медико-социальная деятельность смоленских комитетов Всероссийского земского союза и всероссийского городского союза в годы Первой мировой войны /Коноплева Е.Л. // Здравоохранение Российской Федерации. 2015. Т. 59. № 5. С. 54 - 56.
- Остапенко, В.М. Зарождение профессионального родовспоможения в Смоленской губернии в XIX – начале XX в. / Мицюк Н.А., Пушкарева Н.Л. // История медицины. 2017. Т. 4. № 4. С. 420 - 435.
- Остапенко, В.М. Очерки региональной медико-социальной помощи (XIX – начало XX в.). Монография / Коноплёва Е.Л., Мицюк Н.А. - Смоленск: СГТ, 2017. 250 с.
- Остапенко, В.М. Практика использования медицинской картографии в историческом аспекте / Кузьменков А.Ю., Козлов Р.С. // История медицины. 2018. Т. 5. № 1. С. 104 - 111.
- Остапенко, В.М. Условия труда земского медицинского персонала Смоленской губернии в начале XX века / Коноплева Е.Л. // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. 2019. Т. 27. № 2. С. 196 - 200.
- Остапенко, В.М. Зарождение профессионального родовспоможения в Смоленской губернии в XIX – начале XX в. / Мицюк Н.А., Пушкарева Н.Л. // История медицины. 2017. Т. 4. № 4. С. 420 - 435. Остапенко В.М., Лебедь О.Л., Покусаева В.Н. Социально-медицинские условия реализации репродуктивного потенциала женщин Смоленской области (медико-социальный анализ) // Главврач. – 2019 – №9. – Стр. 49-57.
- Остапенко В.М., Тарасов Н.А., Коноплева Е.Л. Остеопатия в мире современной медицины // Российский остеопатический журнал. – 2022 – № 3(62). – Стр. 62-73
- Расти всегда непросто/под редакцией В.Л. Кокоренко М.: ИД Городец, 2021. – 240 с.
- Кокоренко В.Л. Арт-терапия: своим голосом М.: ИД Городец, 2020. – 176 с.
- Кокоренко В.Л. Арт-технологии в работе с личностью и группой. Часть 2: учебное пособие СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2020. – 40 с.
- Исследование образов успеха у студентов медицинского университета (перечень журналов ВАК №1528) Вопросы психического здоровья детей и подростков. № 2, 2017 (приложение). - С.118-120
- Кокоренко В.Л. Коммуникативная компетентность врачей как ресурс профилактики эмоционального выгорания и бесконфликтного взаимодействия с пациентами//Здоровье населения и качество жизни: Материалы IX Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 2022/под ред.з.д.н. РФ, проф.В.С. Лучкевича. СПб, 2022, часть 1. – С. 188-192
- Кокоренко В.Л. Метод серийных рисунков и рассказов И.М. Никольской в работе с детьми (на примере из опыта консультативной практики)//Клиническая психология в здравоохранении, образовании и социальной сфере: психологическая помощь в условиях современной реальности»: Сборник докладов II Всероссийской межведомственной научно-практической конференции, Нижний Новгород, 16 февраля 2023 г. – Н. Новгород: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, 2023. с. 49-58
- Кокоренко В.Л. Практический курс «Коммуникативные навыки» в восприятии ординаторов//Медицина XXI века в человеческом измерении: сборник материалов по итогам Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, г. Москва, 28-29 марта 2024 г. [Электронный ресурс]. – С. 48-51
- КЛИНИЧЕСКИЕ И КОНФЛИКТОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВ ПИЩЕВОДА Успенский Ю.П., Шевякова А.М., Шевяков М.А., Бершева М.В. University Therapeutic Journal. 2021. Т. 3. № 1. С. 13-24.
- ПЕРЕГОВОРНЫЕ СПОСОБЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ КОНФЛИКТА В СИСТЕМЕ "ВРАЧ-ПАЦИЕНТ" ПРИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ РАССТРОЙСТВАХ ЖЕЛУДОЧНО-КИШЕЧНОГО ТРАКТА Бакулин И.Г., Шевякова А.М., Шевяков М.А., Бакулина Н.В., Бершева М.В. Учебное пособие / Санкт-Петербург, 2019.
- ПОБОЧНЫЕ ЭФФЕКТЫ ЛЕЧЕНИЯ ХЕЛИКОБАКТЕРНОЙ ИНФЕКЦИИ И ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТА С ПАЦИЕНТОМ Н.В. Бакулина, А.М. Шевякова, И.Г. Бакулин, М.А. Шевяков, М.В. Бершева. — СПб.: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2021. — 80 с.
- ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОГЕННЫХ СИТУАЦИЙ НА ПРИЕМЕ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ ПАЦИЕНТОВ ГАСТРОЭНТЕРОЛОГА Шевякова А.М., Бершева М.В., Шевяков М.А. В сборнике: ЗДОРОВЬЕ НАСЕЛЕНИЯ И КАЧЕСТВО ЖИЗНИ. электронный сборник материалов VII Всероссийской с международным участием заочной научно-практической конференции. 2020. С. 294-299.
- Содержание образов «Я-сейчас» и «Я-взрослый» у подростков с различными характеристиками личностной зрелости А. В. Микляева, О. В. Рудыхина , А. С. Толкачева Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация// ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Т. 27, № 1. 2023
- Пятилетний период наблюдения за пациентами с гомо- и гетерозиготной семейной гиперхолестеринемией в регистре РЕНЕССАНС / Чубыкина У.В., Ежов М.В., Рожкова Т.А., Тамаева Б.М., Соколов А.А., Ершова А.И., Мешков А.Н., Михайлина В.И., Блохина А.В., Лимонова А.С., Копылова О.В., Шапошник И.И., Генкель В.В., Гуревич В.С., Уразгильдеева С.А., Трегубов А.В., Музалевская М.В., Воевода М.И., Тимощенко О.В., Шахтшнейдер Е.В. и др. // Атеросклероз и дислипидемии. – 2023. – №1(50). – С.5-18.
- Оценка профессиональных знаний и приверженности врачей рекомендациям по диагностике и лечению больных хронической сердечной недостаточностью / Перепеч Н.Б., Трегубов А.В., Михайлова И.Е. // Кардиология. – 2022. – Т.62. – №5. – С.53-61.
- Практика применения клинических рекомендаций по диагностике и лечению хронической сердечной недостаточности в городских больницах Санкт-Петербурга / Трегубов А.В., Краснова О.А., Чернякова А.П. // Вестник Санкт-Петербургского университета. Медицина. – 2023. – Т.18. – № 1. – С.12-27.
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter