Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии

Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии 

 

Клинические базы кафедры:

  • Городская психиатрическая больница № 7 им. акад. И.П. Павлова «Клиника неврозов».
    Адрес: Васильевский остров, 15-я линия д. 4/6.
  • Научно- исследовательский психоневрологический институт им. В.М. Бехтерева. 
    Адрес: ул. Бехтерева, д. 3.
  • Психоневрологический диспансер № 8 (сексологический центр).
    Адрес: ул. Гагарина, д. 18/3.
  • Городская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко.
    Адрес: ул. Канонерская, д. 12.
  • Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина.
    Адрес: ул. Чапыгина, д. 13.

Телефон: 8 (812) 327-35-93, 8 (812) 321-47-06

E-mail: psychotherapy@szgmu.ru 

Режим работы: 9:00–17:00.

График приёма заведующим: пн., ср., 10:00–15:00.

 

Образовательная деятельность

Научная деятельность

Лечебная деятельность

Международная деятельность

Сотрудники кафедры

История кафедры

Методические материалы

 

Направления деятельности

Образовательная деятельность

Форма обучения: дневная. Нормативный срок обучения: специалитет (вопросы общей психологии, педагогики), повышение квалификации по психотерапии, медицинской психологии и сексологии 72 ч., 144 ч., 216 ч., профессиональная переподготовка по психотерапии и сексологии 504 ч., двухлетняя ординатура по психотерапии, а также короткие циклы  36 ч. по психотерапии и сексологии в рамках непрерывного медицинского образования (НМО).

Наличие учебных кабинетов: 4 кабинета на основной базе, учебные кабинеты на дополнительных базах.

Коллектив кафедры включает 22 преподавателя. Основу учебной работы составляют циклы общего и тематического усовершенствования для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, психиатров-наркологов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, врачей лечебного профиля; циклы первичной профессиональной переподготовки по психотерапии для врачей-психиатров. В целом за год на кафедре обучаются до 400 слушателей.

Учебная программа постоянно обновляется с учетом современных тенденций и потребностей развития психотерапевтической и психиатрической помощи. В настоящее время проводятся такие циклы, как: Психотерапия; Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии; Психотерапия в соматической клинике; Организационные вопросы психотерапевтической помощи, реабилитации и актуальные проблемы современной психотерапии; Клиническая консультативная гештальт-терапия; Личностно-ориентированная психотерапия; Современные методы индивидуальной и групповой психотерапии; Теория и практика арт-терапии; Актуальные вопросы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии психических расстройств и аддиктивного поведения; Медицинская (клиническая) психология; Медицинская психология и психотерапия; Актуальные вопросы медицинской психологии в сестринском деле; Патопсихология и психологическая диагностика; Психотерапия детей, подростков и взрослых (сертификационный); Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков; Основы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков; Психотерапия супружества и развода; Групповая и семейная психотерапия при аддиктивном и наркоманическом поведении у детей и подростков; Перинатальная психотерапия; Психология и психотерапия семьи; Семейная психотерапия; Клиническая психология и психотерапия; Клиническая психология и психотерапия семьи и детства; Аналитическая психодрама; Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков; Игровая психотерапия; Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых; Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков; Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых; Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта; Нормальная сексология и сексопатология; Психогенные сексуальные расстройства; сексуальные расстройства при соматических заболеваниях и вследствие медикаментозной терапии; Сексология в практике врача общего профиля (психосоматические аспекты); Современные методы лечения сексуальных расстройств; современные методы психотерапии сексуальных расстройств; Сексологическое консультирование; Основные направления современной психотерапии и психологической коррекции; Патопсихология и психологическая диагностика (традиционные и современные методы исследования психических процессов, личности, эмоциональной сферы).

Акцент ставится на освоение слушателями навыков применения методик, умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, составлять профессиональные заключения психологического обследования пациентов. Проводятся разборы на клинических базах кафедры.

Читаются лекции, проводятся практические занятия по темам: психологические факторы в формировании и течении психосоматических расстройств и заболеваний; психологические механизмы развития и коррекции эмоционального стресса и кризисных состояний; психология и психотерапия суицидентов; психологические аспекты геронтологии; психологические аспекты сексопатологии и методы психологической коррекции сексуальных расстройств; психология лиц, страдающих зависимостями; методы психотерапии и психологической коррекции при патологических зависимостях; основы психологии здоровья; основы конфликтологии; основы профессиональной психологии.

Уделяется большое внимание теме профессионального выгорания, проводятся занятия по диагностике и коррекции этого синдрома, балинтовские группы, тренинги профессиональных навыков и коммуникаций.

Организованы циклы для медицинских сестер и социальных работников «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии». Освоению объемного материала помогают издаваемые кафедрой разнообразные учебно-методические пособия. Организуются выездные сертификационные циклы, семинары по тематике, согласованной с принимающей стороной.

На кафедре молодые специалисты могут получить углубленную профессиональную подготовку в двухлетней клинической ординатуре по психотерапии. За годы существования кафедры в интернатуре и ординатуре подготовлено около 500 специалистов.

Многие выпускники кафедры успешно работают в лечебных учреждениях страны и города Санкт-Петербурга, в том числе на клинических базах кафедры, поддерживая ее традиции, помогая воспитанию следующих поколений молодых специалистов.

В программу циклов усовершенствования включены традиционные и новые методы психодиагностики и психокоррекции в различных областях медицины, включая психиатрию, наркологию, психосоматическую медицину, судебно-психологическую экспертизу и др. На практических занятиях со слушателями проводятся различные виды социально-психологического тренинга, баллинтовские группы, динамические группы с включением гештальт-экспериментов и метода кататимного переживания образов, гештальт-терапия в группе и супервизия.

Кафедра сотрудничает с европейскими клиниками, институтами и университетами, что позволяет внедрять в отечественную клиническую психологию и психотерапию новейшие технологии.

Кафедра приглашает врачей (сексологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов, акушеров-гинекологов, урологов, эндокринологов, врачей общего профиля), психологов, работников служб семьи для прохождения курсов усовершенствования по сексологической проблематике.

Обучение проводится:

  • на бесплатной (бюджетной) основе по плановым путевкам, распределяемым через областные (краевые, республиканские) органы здравоохранения, а также по дополнительным путевкам, выделяемым Университетом по заявкам руководителей органов здравоохранения и ЛПУ;
  • на платной основе по счетам-путевкам, выделяемым по заявкам (ходатайствам) ЛПУ, не относящихся к системе МЗ РФ (Министерства обороны, путей сообщения, внутренних дел и др.), ЛПУ негосударственных форм собственности, а также по личным заявлениям граждан.

Слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа. Обучение граждан зарубежных государств осуществляется только платно. Возможно проведение выездных хоздоговорных циклов по заявкам учреждений.

 

Научная деятельность

Научные интересы кафедры с начала ее существования и по настоящее время широки и многообразны. Сотрудники кафедры продолжают традицию Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии.

Научные исследования последних лет проводились в рамках изучения таких тем, как: «Методы долговременной и краткосрочной психотерапии, психопрофилактики при нервно-психических расстройствах», «Изучение эффективности методов психотерапии и личностно-профессиональных качеств психотерапевта при лечении нервно-психических расстройств  у взрослых, подростков и детей», «Холистический подход в исследовании и терапии аффективных расстройств», «Психотерапия и психосоциальная работа в комплексной терапии больных шизофренией».

Сегодня сотрудники кафедры занимаются изучением систем организации психиатрической и психотерапевтической помощи, внедрением психотерапии и психосоциальной деятельности в практику работы различных лечебных учреждений. Занимаются исследованием роли личности в возникновении и развитии пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. В частности, усилия кафедры сосредоточены над разработкой психологических основ патогенетической психотерапии, включая психодиагностическое сопровождение на всех этапах психотерапевтического процесса. Изучаются причины супружеских дисгармоний в семьях больных невротическими расстройствами и эффективность групповой и индивидуальной гештальт-терапии в коррекции невротических расстройств.

Проходит изучение психологических факторов при различных соматических и нервно-психических заболеваниях в связи с разработкой направлений психологической коррекции в системе комплексной терапии и реабилитации пациентов.

Кроме того, изучаются следующие вопросы:

  • Проблемы реабилитации больных с сексуальными расстройствами и разработка сексологических аспектов реабилитации больных несексологического профиля.
  • Разработка и практическое освоение методик оценки полоролевого поведения (отдельно для мужчин и отдельно для женщин).
  • Создание дифференцированных лечебно-реабилитационных программ при различных сексуальных расстройствах.
  • Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия.
  • Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия.
  • Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
  • Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.
  • Клиническая психология и психотерапия семьи и детства.
  • Краткосрочная кризисная психотерапия
  • Интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, теории поля, системного, нарративного подходов, актерно-сетевой парадигмы, идей нейропсихоанализа
  • Супервизионные технологии профессиональной поддержки врачей и других специалистов «социономических» профессий

 

Лечебная деятельность

Сотрудники кафедры проводят индивидуальные и семейные консультации, курируют различные психотерапевтические, психиатрические и психосоматические отделения, оказывая консультативную помощь в диагностически и тактически сложных случаях, проводят как психофармакотерапию, так и различные виды психотерапии – личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию, когнитивно-поведенческую психотерапию, поддерживающую психотерапию, арт-терапию, семейную психотерапию, психодраму и др. Профессора и доценты кафедры проводят открытые клинические разборы.

В лечебную практику клинических баз внедряются результаты научных исследований по оптимизации индивидуальной и групповой психотерапии, психосоциальной работы, создаются психообразовательные программы, формируется терапевтическая среда. Профессора и доценты кафедры проводят индивидуальную и групповую супервизию, балинтовские группы для специалистов.

 

Международная деятельность

В настоящее время сотрудники кафедры взаимодействуют с Клиникой динамической психиатрии Ментершвайге (Мюнхен, Германия), Институтом музыкальной терапии при Высшей школе музыки и театра г. Гамбурга (Германия), Институтом гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI) (Бирштонас, Литва).

Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, М.Ю. Городнова – эксперты UNICEF (Детского Фонда ООН). Они принимали участие в реализации программ ЮНИСЕФ в Кыргызстане и на Северном Кавказе. Договор о научно-практическом сотрудничестве с Государственным образовательным  учреждением высшего профессионального образования Кыргызско-Российский Славянский университет.

В.А. Винокур является членом консультативного совета Международной Балинтовской Федерации (IBF), членом редакционной коллегии «Balint–Journal (Zeitschrift der Deutschen Balint–Gessellschaft)» (Германия).

Сотрудники кафедры также участвуют в мероприятиях ВОЗ, ESCAP (Европейского общества детской и подростковой психиатрии), BEWP (Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией»), Международной Балинтовской Федерации и других международных организаций.

 

Сотрудники кафедры

 

 

Абриталин Евгений Юрьевич

Заведующий кафедрой, доктор медицинских наук, профессор. 

 

Зотова Анна Владимировна

Заведующая учебной частью кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Александров Артур Александрович

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Алексеев Борис Егорович

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Бабин Сергей Михайлович

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Васильева Анна Владимировна

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Винокур Владимир Александрович

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Городнова Марина Юрьевна

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Григорьев Григорий Игоревич

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Лиманкин Олег Васильевич

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Решетова Татьяна Владимировна

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Соловьева Светлана Леонидовна

Профессор кафедры, доктор психологических наук.

 

Федоров Александр Петрович

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Федорова Анна Игоревна

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Штакельберг Ольга Юрьевна

Профессор кафедры, доктор медицинских наук.

 

Бомов Павел Олегович

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Выходцев Сергей Владимирович

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Еричев Александр Николаевич

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Зайцев Виктор Владимирович

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Иоффе Елена Викторовна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Ковпак Дмитрий Викторович

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Козловская Лариса Ивановна

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Кокоренко Виктория Леонидовна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Колотильщикова Екатерина Андреевна

Доцент кафедры, доктор психологических наук.

 

Копытин Александр Иванович

Доцент кафедры, доктор медицинских наук.

 

Меркурьева Анна Андреевна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Мильчакова Валентина Александровна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Одерышева Елена Борисовна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Подсадный Сергей Александрович

Доцент кафедры, кандидат медицинских наук.

 

Портнова Алла Георгиевна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Саковская Вера Геннадьевна

Доцент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Ершов Борис Борисович

Старший преподаватель кафедры, кандидат психологических наук.

 

Александрова Нина Викторовна

Ассистент кафедры.

 

Маргошина Инна Юрьевна

Ассистент кафедры, кандидат психологических наук.

 

Парфенова Дина Андреевна

Ассистент кафедры, кандидат психологических наук.

 

История кафедры

Начало преподавания психотерапии в Ленинградском ГИДУВе – СПб МАПО – СЗГМУ им. И.И. Мечникова относится к 1975 г., когда на кафедре терапии № 2 (зав. каф. проф. Губачев Ю.М.) был организован курс психотерапии, которым руководили профессор Сергей Сергеевич Либих и доцент Нина Александровна Михайлова.

Учебной базой курса явилась Клиника неврозов им. И.П. Павлова. Многолетний опыт преподавания психотерапии столь опытными педагогами сыграл важную роль в подготовке к открытию кафедры психотерапии, которое состоялось в 1982 г. Первым заведующим уже самостоятельной кафедры психотерапии стал главный психотерапевт Министерства здравоохранения СССР и России, признанный лидер российской психотерапии профессор Борис Дмитриевич Карвасарский, который руководил кафедрой с 1982 по 1993 гг. С его именем связано формирование Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Благодаря Б.Д. Карвасарскому были заложены основы организации психотерапевтической помощи и целое поколение отечественных психотерапевтов получило свое профессиональное становление.

В последующие годы кафедрой заведовали профессора Виктор Анатольевич Ташлыков и Владимир Иванович Курпатов. В Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И.И. Мечникова кафедра психотерапии была основана в 2003 г. Ее возглавил к.м.н. Сергей Александрович Подсадный. После слияния двух вузов объединенной кафедрой руководил профессор В.И. Курпатов. Затем с 2012 г. по 2019 г. кафедру психотерапии возглавлял д.м.н. Сергей Михайлович Бабин.

Кафедра сексологии – единственная кафедра этого профиля в системе последипломного образования. Основана 2 января 1989 г. ее первым заведующим, доктором медицинских наук, профессором С.С. Либихом, который возглавлял кафедру до 2000 г. Профессор Борис Егорович Алексеев руководил кафедрой с 2000 по 2014 гг., а в 2014 году произошло слияние кафедры психотерапии и кафедры сексологии. 

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии ведет свою историю с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось на кафедре психотерапии с курсом детско-подростковой психотерапии СПбМАПО. 2 июля 2002 года была образована самостоятельная кафедра в составе МАПО. В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы. В 2011 году, в связи с образованием нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный вуз. Бессменным руководителем курса, а затем кафедры был д.м.н. профессор Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич.

Кафедра психологии и педагогики была создана 15 апреля 1986 года. Ее возглавила кандидат педагогических наук доцент Шопина Жанна Григорьевна, которая заведовала кафедрой с 1986 по 1992 гг. и с 1998 по 2000 гг.

В период с 1992 года по 1995 год должность заведующего кафедрой занимал профессор Овчинников Борис Владимирович.

В 2001 году в результате реорганизации была создана кафедра педагогики и психологии с курсом новых технологий обучения факультета дополнительного профессионального образования. В 2002 году в связи с отделением курса новых технологий обучения кафедра была переименована в кафедру психологии и педагогики, а в 2012 году, после образования нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова, переименована в кафедру общей, медицинской психологии и педагогики

С 2000 и по 2019 гг. кафедрой руководила доктор психологических наук, профессор Соловьева Светлана Леонидовна.

В 2019 г. произошло слияние сразу трех кафедр: кафедры психотерапии и сексологии, кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии и кафедры общей, медицинской психологии и педагогики. Объединенную кафедру психотерапии, медицинской психологии и сексологии возглавляет доктор медицинских наук Евгений Юрьевич Абриталин.

 

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

  • Психотерапевтическая помощь пациентам с психозами.
  • Методы поведенческой психотерапии, уменьшающей страхи.
  • Групповая психотерапия экзистенциальной направленности пациентов с эндогенными расстройствами.
  • Психотерапия и психосоциальная работа в системе лечения и реабилитации психических больных.
  • Организация психотерапевтической помощи и психосоциальной работы в психиатрическом стационаре.
  • Семейная психотерапия невротических больных. 
  • Краткосрочная интегративная личностно-ориентированная психотерапия.
  • Основы экзистенциальной психотерапии.
  • Техники арт-терапии для депрессивных больных.
  • Семейная психотерапия и психология семейных взаимоотношений психически больных. – СПб.: СПб НИИ им. В.М. Бехтерева, 1995. – 31 с. (Алексеев Б.Е., Лукина И.С.)
  • Сексологическая реабилитация в психиатрических лечебных заведениях. – СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2008. – 160 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Ювенильная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник/ Руководство. – Минск.: В.И.З.А. ГРУПП, 2009. –352 с. (Алексеев Б.Е., Доморацкий В.А.)
  • Понятие нормы в сексологии. СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2010. – 25 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Предмет сексология. – СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2011. – 64 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Алгоритм оказания медицинской помощи мужчинам с сексуальными расстройствами/ Методические рекомендации: Б.Е. Алексеев, М.В. Екимов. – СПб: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012.
  • Полоролевое поведение и его акцентуации. – СПб: Речь, 2013. – 144 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Психосексуальный диатез у пациентов с психическими расстройствами. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014. – 40 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Фармакогенные сексуальные дисфункции. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2016. – 48 с. (Алексеев Б.Е., Выходцев С.В.)
  • Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.I. – СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – 48 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.II.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017. – 52 с. (Алексеев Б.Е.)
  • Краткосрочная психокоррекционная программа сексологической реабилитации мужчин, перенесших инфаркт миокарда. – СПб.: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019.- 84 с. (Б.Е. Алексеев, В.Л. Винтер.)
  • Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999).
  • Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973).
  • Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).
  • Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999).
  • Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999).
  • Тест отношений беременной (Добряков И.В., 2003, 2006).
  • Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999).
  • Метод серийных рисунков и рассказов – интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009).
  • Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю., 2008).
  • Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010).
  • Модели супервизии: учебное пособие (Маргошина И. Ю., 2015).
  • Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера (2010)
  • Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе: учебное пособие для врачей и психологов (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйдемиллер Э.Г., 2010).
  • Подростковая превентология в 2-х ч. – (Городнова М.Ю., Коломиец И.Л., Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. 2018,2019).
  • Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003).

 Студенческое направление:

  • Психология, познавательные психические процессы  чувственного уровня познания: ощущение и восприятие: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2013. – 24 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
  • Психология конфликтного поведения: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2014. – 48 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.);
  • Психология личности: учебно-методическое  пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 44 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);
  • Психология малой группы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 40 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);
  • Основы психологии здоровья: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 56 с. (Соловьева С.Л.);
  • Познавательные психические процессы: мышление, речь, интеллект: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 60 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.);
  • Психологические профессиональные приемы в общении врача и пациента: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 40 с. (Соловьева С.Л., Меркурьева А.А.);
  • Основы геронтопсихологии: учебно-методическое пособие – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 60 с. (Соловьева С.Л., Портнова А.Г.);
  • Психологические аспекты медико-социальной экспертизы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 32 с. (Саковская В.Г.);
  • Основы педагогики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
  • Педагогическое общение: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 36 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);
  • Эмоционально-волевая сфера личности: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2019. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.)

 Модели психотерапии:

  • Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005).
  • Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005).
  • Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004).
  • Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006).
  • Модель обучающей супервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010).
  • Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009).
  • Модель психологической коррекции эмоций и поведения у матерей детей с сахарным диабетом (Коломиец И.Л., 2014)
  • Модель актерно-сетевой психодрамы  (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2019)
  • Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы (Винокур В.А. – 2019. – 263 с.).

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter