Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии

Кафедра психотерапии, медицинской психологии и сексологии 

Адрес:

Основная база:

В.О., 15 линия, д.4-6, Городская Психиатрическая больница №7 (Клиника неврозов  им. И.П. Павлова)

Клинические базы:

Психиатрическая больница №7 (Клиника неврозов им. И.П.Павлова) - 15 линия В.О., д.4/6.

Научно- исследовательский психоневрологический институт им. В.М.Бехтерева - ул.Бехтерева, д.3.

Психоневрологический диспансер №8 (сексологический центр)

Городская психиатрическая больница им. П.П. Кащенко – СПб., Канонерская 12

Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение здравоохранения Центр восстановительного лечения «Детская психиатрия» имени С. С. Мнухина

 

Телефон:

8 (812) 327-35-93, 8 (812) 321-47-06

8 (960) 248-29-32

E-mail: psychotherapy@szgmu.ru 

Режим работы кафедры: 9:00 - 17:00

График приема заведующим: 10:00 - 15:00 (Пн, Ср)

Дата создания кафедры: 1982 год

Образовательная деятельность

Лечебная деятельность

Международные контакты

Сотрудники кафедры

История кафедры

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

 

Направления деятельности:

Научная деятельность:

Научные интересы кафедры с начала ее существования и по настоящее время широки и многообразны. Сотрудники кафедры продолжают традицию Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии.

Научные исследования последних лет проводились в рамках изучения таких тем, как: «Методы долговременной и краткосрочной психотерапии, психопрофилактики при нервно-психических расстройствах», «Изучение эффективности методов психотерапии и личностно- профессиональных качеств психотерапевта при лечении нервно-психических расстройств  у взрослых, подростков и детей», «Холистический подход в исследовании и терапии аффективных расстройств», «Психотерапия и психосоциальная работа в комплексной терапии больных шизофренией».

Сегодня сотрудники кафедры занимаются изучением систем организации психиатрической и психотерапевтической помощи, внедрением психотерапии и психосоциальной деятельности в практику работы различных лечебных учреждений. Занимаются исследованием роли личности в возникновении и развитии пограничных нервно-психических и психосоматических расстройств. В частности, усилия кафедры сосредоточены над разработкой психологических основ патогенетической психотерапии, включая психодиагностическое сопровождение на всех этапах психотерапевтического процесса. Изучаются причины супружеских дисгармоний в семьях больных невротическими расстройствами и эффективность групповой и индивидуальной гештальт-терапии в коррекции невротических расстройств.

Проходит изучение психологических факторов при различных соматических и нервно-психических заболеваний в связи с разработкой направлений психологической коррекции в системе комплексной терапии и реабилитации пациентов

Кроме того изучаются следующие вопросы:

Проблемы реабилитации больных с сексуальными расстройствами и разработка сексологических аспектов реабилитации больных несексологического профиля.

Разработка и практическое освоение методик оценки полоролевого поведения (отдельно для мужчин и отдельно для женщин).

Создание дифференцированных лечебно-реабилитационных программ при различных сексуальных расстройствах.

Семейная психотерапия и аналитико-системная семейная психотерапия.

Перинатальная психология, психиатрия и психотерапия.

Современные методы групповой психотерапии при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.

Психосоматические соотношения, психотерапия и реабилитация при нервно-психических и психосоматических заболеваниях у детей и подростков.

Клиническая психология и психотерапия семьи и детства.

Краткосрочная кризисная психотерапия

Интеграция идей, методологии и практики психоанализа, психодинамической психиатрии, теории поля, системного, нарративного подходов, актерно-сетевой парадигмы, идей нейропсихоанализа

 Супервизионные технологии профессиональной поддержки врачей и других специалистов «социономических» профессий

 

Образовательная деятельность:

Форма обучения: дневная.

Нормативный срок обучения: специалитет (вопросы общей психологии, педагогики), повышение квалификации по психотерапии, медицинской психологии и сексологии 72 ч., 144 ч., 216 ч., профессиональная переподготовка по психотерапии и сексологии 504 ч., двухлетняя ординатура по психотерапии, а так же короткие циклы  36 ч. по психотерапии и сексологии в рамках непрерывного медицинского образования (НМО).

Наличие учебных кабинетов: 4 кабинета на основной базе, учебные кабинеты на дополнительных базах.

Коллектив кафедры включает 22 преподавателя. Основу учебной работы составляют циклы общего и тематического усовершенствования для врачей-психотерапевтов, врачей-психиатров, психиатров-наркологов, медицинских психологов, специалистов по социальной работе, врачей лечебного профиля; циклы первичной профессиональной переподготовки по психотерапии для врачей-психиатров. В целом за год на кафедре обучаются до 400 слушателей.

Учебная программа постоянно обновляется с учетом современных тенденций и потребностей развития психотерапевтической и психиатрической помощи. В настоящее время проводятся  циклы, как: Психотерапия, Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии, Психотерапия в соматической клинике, Организационные вопросы психотерапевтической помощи, реабилитации и актуальные проблемы современной психотерапии, Клиническая консультативная гештальт-терапии, Личностно-ориентированная психотерапия, Современные методы индивидуальной и групповой психотерапии, Теория и практика арт-терапии, Актуальные вопросы индивидуальной, групповой и семейной психотерапии психических расстройств и аддиктивного поведения, Медицинская (клиническая) психология; Медицинская психология и психотерапия; Актуальные вопросы медицинской психологии в сестринском деле, Патопсихология и психологическая диагностика; Психотерапия детей, подростков и взрослых (сертификационный); Психотерапия при пограничных нервно-психических расстройствах у детей и подростков;Основы групповой и семейной психотерапии у детей и подростков;Психотерапия супружества и развода;Групповая и семейная психотерапия при аддиктивном и наркоманическом поведении у детей и подростков;Перинатальная психотерапия; Психология и психотерапия семьи;Семейная психотерапия;Клиническая психология и психотерапия;Клиническая психология и психотерапия семьи и детства; Аналитическая психодрама; Когнитивно-поведенческая психотерапия у детей и подростков;Игровая психотерапия;Методы телесно-ориентированной психотерапии при лечении нервно-психических расстройств у детей, подростков и взрослых;Метод серийных рисунков и рассказов в психологической диагностике и консультировании детей и подростков; Гештальт-терапия детей, подростков и взрослых; Современные формы супервизии и балинтовских групп: совершенствование профессиональных качеств психотерапевта;Нормальная сексология и сексопатология; Психогенные сексуальные расстройства;сексуальные расстройства при соматических заболеваниях и вследствие медикаментозной терапии; Сексология в практике врача общего профиля (психосоматические аспекты); Современные методы лечения сексуальных расстройств;современные методы психотерапии сексуальных расстройств; Сексологическое консультирование; Основные направления современной психотерапии и психологической коррекции; Патопсихология и психологическая диагностика (традиционные и современные методы исследования психических процессов, личности, эмоциональной сферы). Акцент ставится на освоение слушателями навыков применения методик, умение анализировать и интерпретировать полученные результаты, составлять профессиональные заключения психологического обследования пациентов. Проводятся разборы на клинических базах кафедры.

Читаются лекции, проводятся практические занятия по темам: психологические факторы в формировании и течении психосоматических расстройств и заболеваний; психологические механизмы развития и коррекции эмоционального стресса и кризисных состояний; психология и психотерапия суицидентов; психологические аспекты геронтологии; психологические аспекты сексопатологии и методы психологической коррекции сексуальных расстройств; психология лиц, страдающих зависимостями; методы психотерапии и психологической коррекции при патологических зависимостях; основы психологии здоровья; основы конфликтологии; основы профессиональной психологии.

Уделяется большое внимание теме профессионального выгорания, проводятся занятия по диагностике и коррекции этого синдрома, балинтовские группы, тренинги профессиональных навыков и коммуникаций.

Организованы циклы для медицинских сестер и социальных работников «Психотерапия и психосоциальная работа в психиатрии». Освоению объемного материала помогают издаваемые кафедрой разнообразные учебно-методические пособия. Организуются выездные сертификационные циклы, семинары по тематике, согласованной с принимающей стороной.

Расписание циклов

На кафедре молодые специалисты могут получить углубленную профессиональную подготовку в двухлетней клинической ординатуре по психотерапии. За годы существования кафедры в интернатуре и ординатуре подготовлено около 500 специалистов.

Многие выпускники кафедры успешно работают в лечебных учреждениях страны и города Санкт-Петербурга, в том числе на клинических базах кафедры, поддерживая ее традиции, помогая воспитанию следующих поколений молодых специалистов.

В программу циклов усовершенствования включены традиционные и новые методы психодиагностики и психокоррекции в различных областях медицины, включая психиатрию, наркологию, психосоматическую медицину, судебно-психологическую экспертизу и др. На практических занятиях со слушателями проводятся различные виды социально-психологического тренинга, баллинтовские группы, динамические группы с включением гештальт-экспериментов и метода кататимного переживания образов, гештальт-терапия в группе и супервизия.

Кафедра сотрудничает с европейскими клиниками, институтами и университетами, что позволяет внедрять в отечественную клиническую психологию и психотерапию новейшие технологии.

Кафедра приглашает врачей (сексологов, психиатров, психотерапевтов, невропатологов, акушеров-гинекологов, урологов, эндокринологов, врачей общего профиля), психологов, работников служб семьи для прохождения курсов усовершенствования по сексологической проблематике.

Обучение проводится:

на бесплатной (бюджетной) основе по плановым путевкам, распределяемым через областные (краевые, республиканские) органы здравоохранения, а также по дополнительным путевкам, выделяемым Университетом по заявкам руководителей органов здравоохранения и ЛПУ;

на платной основе по счетам-путевкам, выделяемым по заявкам (ходатайствам) ЛПУ, не относящихся к системе МЗ РФ (Министерства обороны, путей сообщения, внутренних дел и др.), ЛПУ негосударственных форм собственности, а также по личным заявлениям граждан.

Слушатели обеспечиваются общежитием гостиничного типа. Обучение граждан зарубежных государств осуществляется только платно. Возможно проведение выездных хоздоговорных циклов по заявкам учреждений.

 

Лечебная деятельность:

Сотрудники кафедры проводят индивидуальные и семейные консультации, курируют различные психотерапевтические, психиатрические и психосоматические отделения, оказывая консультативную помощь в диагностически и тактически сложных случаях, проводят как психофармакотерапию, так и различные виды психотерапии (личностно-ориентированную (реконструктивную) психотерапию, когнитивно-поведенческую психотерапию, поддерживающую психотерапию, арт-терапию, семейную психотерапию, психодраму и др.). Профессора и доценты кафедры проводят открытые клинические разборы.

В лечебную практику клинических баз внедряются результаты научных исследований по оптимизации индивидуальной и групповой психотерапии, психосоциальной работы, создаются психообразовательные программы, формируется терапевтическая среда. Профессора и доценты кафедры проводят индивидуальную и групповую супервизию, балинтовские группы для специалистов.

 

Международные контакты:

В настоящее время сотрудники кафедры взаимодействуют с Клиникой Динамической психиатрии Ментершвайге (Мюнхен, Германия), Институтом музыкальной терапии при Высшей школе музыки и театра г. Гамбурга (Германия), Институтом гуманистической и экзистенциальной психологии (HEPI) (Бирштонас, Литва).

Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, М.Ю. Городнова — эксперты UNICEF (Детского Фонда ООН). Они принимали участие в реализации программ ЮНИСЕФ в Кыргызстане и на Северном Кавказе. Договор о научно-практическом сотрудничестве с Государственным образовательным  учреждением высшего профессионального образования Кыргызско-Российский Славянский университет.

В.А. Винокур является членом консультативного совета Международной Балинтовской Федерации (IBF), членом редакционной коллегии «Balint — Journal (Zeitschrift der Deutschen Balint–Gessellschaft)» (Германия).

Сотрудники кафедры также участвуют в мероприятиях ВОЗ, ESCAP (Европейского общества детской и подростковой психиатрии), BEWP (Международной ассоциации «Мост между Восточной и Западной Психиатрией»), Международной Балинтовской Федерации и других международных организаций.


Сотрудники кафедры

 

И.О. заведующего кафедрой:  д.м.н. Абриталин Евгений Юрьевич;

Заведующий учебной частью кафедры: к.м.н. Зотова Анна Владимировна.

Профессора кафедры: д.м.н. Александров Артур Александрович, д.м.н. Алексеев Борис Егорович, д.м.н. Бабин Сергей Михайлович, д.м.н. Винокур Владимир Александрович, д.м.н. Городнова Марина Юрьевна, д.м.н. Григорьев Григорий Игоревич, д.м.н. Решетова Татьяна Владимировна, д.психол.н. Соловьева Светлана Леонидовна, д.м.н. Федоров Александр Петрович,  д.м.н. Федорова Анна Игоревна, д.м.н. Штакельберг Ольга Юрьевна, д.м.н. Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич.

Доценты кафедры: к.м.н. Бомов Павел Олегович, д.м.н. Васильева Анна Владимировна, к.м.н. Еричев Александр Николаевич, к.м.н. Зайцев Виктор Владимирович, к.психол.н. Иоффе Елена Викторовна., к.м.н. Ковпак Дмитрий Викторович, к.м.н. Козловская Лариса Ивановна, к.психол.н. Кокоренко Виктория Леонидовна, д.психол.н. Колотильщикова Екатерина Андреевна, д.м.н. Копытин Александр Иванович, д.м.н. Лиманкин Олег Васильевич, к.психол.н. Меркурьева Анна Андреевна, к.психол.н. Мильчакова Валентина Александровна, к.психол.н. Одерышева Елена Борисовна, к.м.н. Подсадный Сергей Александрович, к.психол.н. Портнова Алла Георгиевна, к.психол.н. Саковская Вера Геннадьевна. 

Старший преподаватель: к.психол.н. Ершов Борис Борисович

Ассистенты кафедры: Александрова Нина Викторовна, к.м.н. Выходцев Сергей Владимирович, к.психол.н. Маргошина Инна Юрьевна, к.психол.н. Парфенова Дина Андреевна. 

 

История кафедры

Начало преподавания психотерапии в Ленинградском ГИДУВе – СПб МАПО – СЗГМУ Университет им. И.И. Мечникова относится к 1975 г., когда на кафедре терапии № 2 (зав. каф. проф. Губачев Ю.М.) был организован курс психотерапии, которым руководили профессор Сергей Сергеевич Либих и  доцент Нина Александровна Михайлова.

Учебной базой курса явилась Клиника неврозов им. И.П. Павлова. Многолетний опыт преподавания психотерапии столь опытными педагогами сыграл важную роль в подготовке к открытию кафедры психотерапии, которое состоялось в 1982 г. Первым заведующим уже самостоятельной кафедры психотерапии стал главный психотерапевт Министерства здравоохранения СССР и России, признанный лидер российской психотерапии профессор Борис Дмитриевич Карвасарский, который руководил кафедрой с 1982 по 1993 гг. С его именем связано формирование Санкт-Петербургской (Ленинградской) школы психотерапии. Благодаря Б.Д. Карвасарскому были заложены основы организации психотерапевтической помощи и целое поколение отечественных психотерапевтов получило свое профессиональное становление.

В последующие годы кафедрой заведовали профессора Виктор Анатольевич Ташлыков и Владимир Иванович Курпатов. В Санкт-Петербургской Государственной Медицинской Академии им. И.И. Мечникова кафедра психотерапии была основана в 2003 г. Ее возглавил к.м.н. Сергей Александрович Подсадный. После слияния двух ВУЗов объединенной кафедрой руководил профессор В.И. Курпатов. Затем с 2012 г. по 2019г. кафедру психотерапии возглавлял д.м.н. Сергей Михайлович Бабин.

Кафедра сексологии - единственная кафедра этого профиля в системе последипломного образования. Основана 2 января 1989г. ее первым заведующим, доктором медицинских наук, профессором С.С. Либихом, который возглавлял кафедру до 2000 г. Профессор Борис Егорович Алексеев руководил кафедрой с 2000 по 2014 год, а в 2014 году произошло слияние кафедры психотерапии и кафедры сексологии. 

Кафедра детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии: ведет свою историю с 1986 года, преподавание детской психиатрии и психотерапии осуществлялось на кафедре психотерапии с курсом детско-подростковой психотерапии СПб МАПО. 2 июля 2002 года была образовано самостоятельная кафедра в составе МАПО. В 2007 году по решению Ученого совета Академии кафедра была переименована, и в ее названии появилась «медицинская психология», что в полной мере стало отражать тематику научной и практической работы. В 2011 г., в связи с образованием нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова путем слияния СПбМАПО и Санкт-Петербургской медицинской академии имени И.И. Мечникова, кафедра в составе педиатрического факультета вошла во вновь образованный ВУЗ. Бессменным руководителем курса, а затем кафедры был д.м.н. профессор Эйдемиллер Эдмонд Георгиевич

Кафедра психологии и педагогики была создана 15 апреля 1986 года. Ее возглавила кандидат педагогических наук доцент Шопина Жанна Григорьевна, которая заведовала кафедрой с 1986 по 1992гг. и с 1998 по 2000 гг.

В период с 1992 года по 1995 год должность заведующего кафедрой занимал профессор Овчинников Борис Владимирович.

В 2001 году в результате реорганизации была создана кафедра педагогики и психологии с курсом новых технологий обучения факультета дополнительного профессионального образования. В 2002 году в связи с отделением курса новых технологий обучения кафедра была переименована в кафедру психологии и педагогики, а в 2012 г., после образования нового учебного заведения – Северо-Западного государственного университета имени И.И. Мечникова переименована в кафедру общей, медицинской психологии и педагогики

С 2000 года и по 2019 г.  кафедрой руководила д.психол.н. профессор Соловьева Светлана Леонидовна.

В 2019 г. произошло слияние сразу трех кафедр: кафедры психотерапии и сексологии, кафедры детской психиатрии, психотерапии и медицинской психологии и кафедры общей, медицинской психологии и педагогики. Объединенную кафедру психотерапии, медицинской психологии и сексологии возглавляет д.м.н. Евгений Юрьевич Абриталин.

 

Методические и иные документы, разработанные кафедрой для обеспечения образовательного процесса

Психотерапевтическая помощь пациентам с психозами

Методы поведенческой психотерапии уменьшающей страхи

Групповая психотерапия экзистенциальной направленности пациентов с эндогенными расстройствами

Психотерапия и психосоциальная работа в системе лечения и реабилитации психических больных

Организация психотерапевтической помощи и психосоциальной работы в психиатрическом стационаре

Семейная психотерапия невротических больных 

Краткосрочная интегративная личностно-ориентированная психотерапия

Основы экзистенциальной психотерапии

Техники арт-терапии для депрессивных больных

Семейная психотерапия и психология семейных взаимоотношений психически больных.- СПб.: СПб НИИ им. В.М. Бехтерева, 1995.- 31 с. (Алексеев Б.Е., Лукина И.С.)

Сексологическая реабилитация в психиатрических лечебных заведениях.- СПб.: Издательский дом СПб МАПО, 2008.- 160с. (Алексеев Б.Е.)

Ювенильная сексология: руководство для специалистов молодежных клиник/ Руководство. – Минск.: В.И.З.А. ГРУПП, 2009. -352 с. (Алексеев Б.Е., Доморацкий В.А.)

Понятие нормы в сексологии. СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2010.- 25 с. (Алексеев Б.Е.)

Предмет сексология. - СПб.: Изд-во СПб МАПО, 2011 – 64 с. (Алексеев Б.Е.)

Алгоритм оказания медицинской помощи мужчинам с сексуальными расстройствами/ Методические рекомендации: Б.Е. Алексеев, М.В. Екимов.- СПб: Изд-во СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2012

Полоролевое поведение и его акцентуации.- СПб: Речь, 2013 – 144 с. (Алексеев Б.Е.)

Психосексуальный диатез у пациентов с психическими расстройствами.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2014 – 40 с. (Алексеев Б.Е.)

Фармакогенные сексуальные дисфункции.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2016 – 48 с. (Алексеев Б.Е., Выходцев С.В.)

Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.I.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017 – 48 с. (Алексеев Б.Е.)

Психосексуальная сфера женщин, больных неврозами. Ч.II.- СПб: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2017 – 52 с. (Алексеев Б.Е.)

Краткосрочная психокоррекционная программа сексологической реабилитации мужчин, перенесших инфаркт миокарда. - СПб.: Изд-во ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2019.- 84 с. (Б.Е. Алексеев, В.Л. Винтер.)

Опросник «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1986, 1990, 1999).

Метод аутоидентификации и идентификации по словесным характерологическим портретам» (Эйдемиллер Э.Г., 1973).

Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1999).

Диагностическая и психотерапевтическая процедура «Наивная семейная психология» (ЛСП) (Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В., 1990, 1999).

Тест «Возраст. Пол. Роль.» (ВПР) (Юстицкис В., Эйдемиллер Э.Г., Кудрявцева Т.В, 1999).

Тест отношений беременной (Добряков И.В., 2003, 2006).

Технология выявления психологической защиты и копинг-поведения у детей (Никольская И.М., 1999).

Метод серийных рисунков и рассказов – интегративная арт-терапевтическая технология психологической диагностики и консультирования детей и подростков (Никольская И.М., 2003, 2009).

Проективная рисуночная методика «Мои взаимоотношения с клиентом» (Маргошина И.Ю.,2008).

Новые варианты проективной методики «Семейная социограмма» (Пушина В.В., Никольская И.М., 2009, 2010).

Модели супервизии : учебное пособие (Маргошина И. Ю., 2015)

Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: учебное пособие для врачей и психологов / под ред. Э.Г. Эйдемиллера (2010)

Современные модели психотерапии при ВИЧ/СПИДе: учебное пособие для врачей и психологов (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., Эйдемиллер Э.Г.,2010)

Подростковая превентология в 2х ч – (Городнова М.Ю., Коломиец И.Л., Кокоренко В.Л., Маргошина И.Ю. 2018,2019)

Семейный диагноз и семейная психотерапия: учебное пособие для врачей и психологов (Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М., 2003)

 

Студенческое направление:

Психология, познавательные психические процессы  чувственного уровня познания: ощущение и восприятие: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2013. – 24 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);

Психология конфликтного поведения: учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2014. – 48 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.) ;

Психология личности: учебно-методическое  пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 44 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);

Психология малой группы: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2015. – 40 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Грива О.В.);

Основы психологии здоровья: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 56 с. (Соловьева С.Л.);

Познавательные психические процессы: мышление, речь, интеллект: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2017. – 60 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б., Муртазина И.Р.);

Психологические профессиональные приемы в общении врача и пациента: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 40 с. (Соловьева С.Л., Меркурьева А.А.);

Основы геронтопсихологии: учебно-методическое пособие – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 60 с. (Соловьева С.Л., Портнова А.Г.);

Психологические аспекты медико-социальной экспертизы: учебно-методическое пособие. – СПб. : Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 32 с. (Саковская В.Г.);

Основы педагогики: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);

Педагогическое общение: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2018. – 36 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.);

Эмоционально-волевая сфера личности: учебно-методическое пособие. – СПб.: Изд-во СЗГМУ им. Мечникова, 2019. – 28 с. (Соловьева С.Л., Одерышева Е.Б.)

 

Модели психотерапии:

Краткосрочная аналитическая психодрама (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2000, 2005).

Аналитико-системная семейная психотерапия (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2002, 2005).

Краткосрочная бифокальная семейно-групповая психотерапия (Городнова М.Ю., 2004).

Краткосрочная «ромбовидная» векторная семейная психотерапия (Билецкая М.П., 2006).

Модель обучающейсупервизии (Александрова Н.В., Городнова М.Ю., 2010).

Модель реабилитации «Добрякова-Никольской» для пациентов с посттравматическими стрессовыми расстройствами (Добряков И.В., Никольская И.М., 2009).

Модель психологической коррекции эмоций и поведения у матерей детей с сахарным диабетом (Коломиец И.Л., 2014)

Модель актерно-сетевой психодрамы  (Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., 2019)

Балинтовские группы: история, технология, структура, границы и ресурсы (Винокур В.А. – 2019. – 263 с.).

 


  

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter